Разнообразные медиумические явления в общем, по рассказам и наблюдениям разных ученых (Составитель О.В.Орлова)

Парапсихология в СССР. — 1991. — №2. — С.2-7.

Разнообразные медиумические явления в общем, по рассказам и наблюдениям разных ученых

Для точного разграничения я, говорит А.Аксаков, предлагаю обозначить словом анимизм (от слова anima — душа) все умственные и физические явления, заставляющие признать в человеческом организме способность производить какие-либо действия на расстоянии, без обычного посредства внешних органов, и в особенности все медиумические явления, которые могут объясняться действием живого человека за пределами его тела.

Слово спиритизм будет обозначать только те явления, которые, не объясняясь всецело ни одной из всех предшествующих гипотез, представляют достаточно данных для общения к гипотезе взаимообщения с отшедшими. Если притязания этой последней гипотезы оправдаются, то слово анимизм будет прилагаться к специальному виду явлений, производимых анимистическим началом (душевным — как самостоятельно мыслящим и организующим), пока оно связано с телом, а под словом спиритизм будут подразумеваться явления, приписываемые действию того же самого начала, отрешенного от тела. Слово же медиумизм будет охватывать все явления, анимистические и спиритические без специализации гипотез.

Объективность силы, действующей при медиумических явлениях, проявляется не одним стуком, а и другими совершенно наглядными результатами.

Я не буду говорить о различных видах прямого приложения этой силы к движению внешних предметов без всякого видимого прикосновения к ним кого бы то ни было; — если же проявления этого движения бывают иногда и вполне разумны (как в случаях непосредственного письма), то мы точно также допустили, что они могут быть отнесены к нашей собственной разумной деятельности, хотя и бессознательной, но укажу на еще более интересные и сложные явления, когда эта сила делается настолько конкретной, что сама принимает видимые образы, сама творит временное вещественное тело для произведений подобных движений. Видимое и осязаемое появление рук на сеансах началось очень скоро после, так называемых «рочестерских стуков» и продолжается по сей день. Написано об этом очень много. Но совершенно достаточно обратиться к свидетельству Крукса, исследования которого в области спиритизма не без оснований считаются авторитетными.

Вот что Крукс говорит в своих «Изысканиях в области спиритических явлений»: «Прикосновение рук довольно часто ощущается на темных сеансах, или при таких условиях, когда их нельзя видеть. Реже мне случалось видеть их. Я не буду приводить здесь случаев, когда это явление происходило в темноте, но я выберу несколько из многих, когда я видел руки при свете.

Что появление подобных рук не галлюцинация, доказывается тем, что реальность их установлена многими путями, с них получались снимки и оттиски; это известные опыты Цельнера, а Н.П.Вагнеру удалось получить при посредстве одного из медиумов, фотографию находящегося в трансе медиума и руки, виднеющейся над его головой, — руки, которая для глаз была невидимой. Опыт проводился при дневном освещении самим Н.П.Вагнером при помощи фотографа-любителя.

Отсюда весьма естественный переход к материализации целых человеческих фигур, которые, к сожалению, из-за требовавшихся условий темноты и уединения медиума, не замедлили породить много шарлатанства. Но это не мешает факту оставаться несомненным; к тому же он является и логическим последствием частичной материализации. Тысячи самых разнообразных наблюдений были сделаны над этим явлением, но и здесь мы должны отдать первое свидетельство Круксу. Несмотря на то, что он обнародовал всего три письма об этом предмете, но и их достаточно, поскольку, прочитав их нельзя не прийти к заключению, что приемы Крукса должны удовлетворить всякого непредубежденного скептика, и явление приходится признать абсолютно доказанным, — если не желать отделаться пустыми словами.

Рассказы о материализации фигур человеческого тела

До недавнего времени, всякого, кто вздумал бы спросить вас серьезно о том, верите ли вы в факты, сообщаемые спиритуализмом, назвали бы психически или умственно расстроенным. Теперь дело обстоит несколько иначе, и такой вопрос встречает несколько другую оценку… Тем не менее, если относительно этого предмета и существует какое-нибудь единство взглядов, то разве только в обществе спиритуалистов, другие же держатся самых разнообразных воззрений, начиная от отрицания и скептицизма и кончая полнейшим отсутствием какого-либо мнения. «Я не знаю, что и думать об этом», — обыкновенно говорят люди последней категории.

Причиной этого странного разброда взглядов на вопрос о спиритических (вернее, медиумических) явлениях и, главным образом, о «духах» является, с одной стороны, необычайность этих явлений, связанная со стремлением придать им несимпатичную окраску для научного ума, с другой — необходимость признания абсолютной реальности этой «чертовщины». Пусть сколько угодно говорят о многочисленных разоблачениях обманов профессиональных и непрофессиональных медиумов, но все-таки приходится сознаться, что есть факты неопровержимые, засвидетельствованные всеми находящимися в нашем распоряжении физическими средствами.

Не желая утомлять читателя сообщением многочисленных примеров явлений, так называемых трансцендентальных существ, и доказательств реальности последних, мы ограничимся приведением двух-трех наиболее типичных фактов. Для ясности заметим, что обстановка опытов «материализации духов», о которых здесь речь, в общих чертах заключается в следующем. Медиум помещается в темной или полутемной комнате за перегородкой, занавеской и т.п. (здесь важно только, чтобы было какое-нибудь слабо освещенное или вовсе темное помещение — достаточно даже оконной ниши). Комната, где располагаются свидетели, бывает слегка затенена, например, надетым на лампу красным абажуром, — хотя это не составляет строгой необходимости, а лишь благоприятствует успеху; медиума усаживают и для уверенности в том, что он не может принимать активного участия в предстоящих явлениях, его привязывают всеми возможными способами, опечатывают, держат за руки и за ноги, соединяют с разного рода электрическими приборами, сажают в мешок, — словом, испробованы все способы, какие только сумели придумать для лишения возможности медиума не только выйти из «кабинета», но даже двигаться… И при всех этих условиях присутствующие ощущают прикосновение невидимых рук, если дело происходит в темноте, видят эти руки производящими различные действия; иногда появляется какое-нибудь лицо, целая фигура, начиная от слабой туманной формы до вполне реальной личности, ничем не отличающейся от живого человека; она ходит, садится участникам на колени, позволяет взвешивать себя на весах, причем вес колеблется в весьма значительных пределах, дает куски своей одежды, даже разговаривает, пишет и т.д. Перейдем, однако, к примерам.

Двое ученых, профессор Крукс и Варлей, желая решить вопрос, находится ли медиум внутри кабинета в то время, как материализованная фигура появляется присутствующим, вздумали пропускать через тело медиума слабый электрический ток во время опыта. За состоянием цепи они имели возможность следить по включенному в нее высокочувствительному отражательному гальванометру, находящемуся в комнате.

Опыт, о котором идет речь, происходил в комнате, которая была разделена тяжелой занавеской и служила темным кабинетом. Комната была осмотрена до начала сеанса, и затем двери в нее заперты. Вторая часть комнаты освещалась лампой за экраном. Гальванометр был поставлен на столе на расстоянии трех метров от занавески. Было приглашено восемь свидетелей.

«Медиума посадили в темной половине комнаты; два золотых с припаянной к ним платиновой проволокой электрода были прикреплены к рукам медиума при помощи резины немного выше запястья. Между монетами и телом были проложены три слоя белой бумаги, смоченной раствором азотнокислого аммония; платиновая проволока была проведена вдоль рук до самых плеч и прикреплена к рукам тесемками, так что движение рук оставалось свободным. К каждой платиновой проволоке была прикреплена тонкая, обвитая бумажной лентой медная проволока, которая была выведена в другую половину комнаты, где находились свидетели. Когда все было готово, занавески были опущены и медиум остался в темноте, слабый электрический ток проходил через его тело во время всего опыта. Ток шел через гальванометр, через медиума, а затем обратно в батарею.

Таким образом, вся суть опыта заключалась в возможности следить за медиумом по гальванометру, наблюдая происходящие изменения сопротивления, представляемого телом субъекта. Малейшее движение медиума, неминуемо влекущее за собой перемещение полюсов батареи, должно было отразиться на изменении сопротивления. При таких условиях, для одного только освобождения рук приходилось переместить полюсы к плечам, а это отражалось на изменении сопротивления, выражавшимся 40 делениями гальванометра. И, несмотря на это, материализованная фигура все-таки показалась из-за занавески и подняла вверх руки…

При повторении опыта получились те же результаты, но при этом мало осталось свободной проволоки, и если бы медиум двигался, мог бы показаться только около самой занавески. Материализованная фигура выступила из-за занавески примерно на два метра; никаких проволок на ее руках не было, и за все это время показания гальванометра были превосходны. Кроме того движения рук материализованной фигуры не вызывали никаких изменений в показаниях гальванометра.

Итак, возможность существования материализованных фигур можно считать вероятной. Призраки могут быть разделены на две категории: одни более или менее походят на своего медиума, это, так называемые, гомологичные двойники, другие совершенно от него отличаются и поэтому носят название гетерологичных двойников.

Когда мы начинаем вдумываться в сущность выше описанных явлений, «духов», то у нас, естественно, возникает вопрос: откуда эти призраки? — приходят ли они извне, или составляют частью самого медиума? — Если бы мы имели дело только с одними гомологичными двойниками, то, минуя всякого рода трудности, представляемые новизной предмета, можно было бы считать, что призраки представляют собой раздвоение личности медиума; когда же мы убеждаемся, что существуют нередкие случаи, когда являющаяся фигура не только сильно отличается от медиума внешностью и возрастом, но даже принадлежит к другому полу, то невольно закрадывается сомнение в одинаковости происхождения обоих видов явлений.

Весьма важным и, по своим последствиям ценным, является наблюдение, сделанное в 1889 году инженером Мак-Небом. Во время одного сеанса, фотографируя сопровождающие его явления, экспериментатор получил снимок девушки-призрака, появившейся рядом с медиумом, который находился тогда в летаргии. Показав последнему при его пробуждении, эту фотографию, Мак-Неб был крайне удивлен, когда медиум узнал в снимке воспроизведение одного древнего рисунка, из прошлых столетий, который когда-то поразил воображение медиума. Это изображение, пребывая в подсознании субъекта, объективизировалось в состоянии транса не в форме галлюцинаций, как это бывает во сне, а в виде материализованной фигуры.

Факт этот необычайно поучителен. Сопоставляя его с теми случаями, когда во время сеансов являются «духи» Дон Кихота, Евгения Онегина и т.п. личностей, никогда не существовавших в действительности, а созданных, подобно вышеприведенному рисунку, фантазией художника, мы уже имеем путеводную нить в наших блужданиях с целью уяснения себе природы явления «духов». Несомненно, последние обязаны своим происхождением своему медиуму, его воображению, но, конечно, подсознательному. По-видимому, медиум в состоянии транса выделяет из себя нечто, которое под влиянием бессознательной воли субъекта, принимает более или менее законченную форму и плотность.

Составитель О.В.Орлова

Обновлено: 22.07.2024 — 13:48

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *