Парапсихология и психофизика. — 1997. — №1. — С.12-14.
В последнее время происходит существенное «размывание» понятийных и феноменологических основ парапсихологии [1,2]. Это обусловлено не столько научными проблемами парапсихологии, сколько причинами социального и культурного характера. Парапсихология стала модной.
1. Многие для описания и для толкования собственного опыты и необычных субъективных переживаний используют на бытовом уровне парапсихологическую терминологию и феноменологию (ясновидение, телепатия, выход из тела, биоэнергия, информационные поля и т.д.). Поскольку этими терминами пользуются неспециалисты всегда происходит их «расширенное» толкование. Разные люди вкладывают в них разное содержание. Если раньше для этих целей использовали религиозно-мистическую терминологию, то теперь парапсихологическую. Биоэнергетика и экстрасенсорика в нашей стране стали своеобразным аналогом психоанализа на Западе. Выполняя примерно одинаковые функции, они вошли в нашу культуру.
2. Для широкого круга людей парапсихология и используемая в ней терминология стала своеобразной формой общения по интересам. Такого рода общение приобретает в последнее время интернациональный и международный характер. Особенно ярко этот процесс проявляется в глобальных коммуникационных сетях — например, Интернете. Для людей входящих в этот круг характерен определенный уровень образования и социального положения.
Формируется своеобразный язык и жаргон — который может быть понят и использован каждым. Это с необходимостью ведет к «размыванию» понятийного и содержательного аппарата парапсихологии как научной дисциплины (иначе невозможно общение разнородных людей). Эту тенденцию необходимо воспринимать как объективный процесс, который удовлетворяет определенные потребности людей и протекает стихийно.
На эти темы организуются конференции, встречи, где происходит обмен опытом. Участники делятся своими переживаниями, открывающимися у них новыми возможностями, обсуждают в связи с этим вопросы самосовершенствования и развития своих необычных способностей. Это составляет предмет встреч, происходит своеобразный обмен опытом и образование коллективов по интересам.
3. Складывается впечатление, что парапсихология в настоящее время становится как бы своеобразной «религией» или мировоззрением, а используемые в ней термины и понятия (биоэнергии, энергоинформационного обмена, единого информационного поля и т.д.) способом мышления достаточно большого круга людей (чаще всего городского населения с определенным уровнем образования). Такое мировоззрение включает сознание человека в физическую картину Мира и непротиворечиво объясняет все явления, в том числе и социальные.
На то есть объективные причины. Это, безусловно, кризис современной религии, и особенно наиболее ортодоксальных ее форм. В нашей стране — этот процесс еще более выражен в связи с кризисом коммунистических идеалов, заменявших многим религию и придававшим смысл жизни.
Образовался идеологический вакуум, который стал заполняться различного рода религиозными и философскими течениями, и в этот ряд попала, по-видимому, и парапсихология. Людям нужно во что-то верить, иначе трудно жить. Религиозные догмы стали замещаться догматизированными пси-феноменами, которые стали активно выводится из области научного анализа и критики.
И это не случайно. В пси-феноменах, особенно ясновидении (дальновидении), проскопии (предсказании будущих событий), ретроспекции и реинкарнации, телекинезе (особенно на большие расстояния) есть элементы притягивающие помыслы людей, которые в какой-то мере заменяют или могут служить основой для формирования своеобразного философского или религиозного мировоззрения и обосновываются современными физическими теориями, а именно: свойствами квантово-коррелированных систем, квантово-механическими подходами, теориями синхронизации и др.
Какие это элементы:
- идея всеобщей взаимосвязи и взаимодействия живой и неживой природы
- идея всеобщей взаимосвязи и взаимодействия всего живого
- представления об общем энергоинформационном поле Земли (и всего Космоса) и сохранении в нем информации, в том числе о действиях и даже мыслях людей.
- о возможности отдельного индивида влиять на мировые процессы, на общественные процессы и даже физические процессы и явления, что предполагает не пассивную, а активную роль личности в протекающих вокруг него событиях.
- необходимость саморазвития и самосовершенствования, развития своих способностей и себя самого для совершенствования Мира вокруг себя, что дает внутренний потенциал для духовного роста и развития.
В конце 20 века, кто бы чего не говорил — наука пользуется авторитетом, к мнению ученых прислушиваются. Успех сопутствует тому, кто владеет информацией и умеет ею правильно распорядится. Сейчас мало кого можно заставить на веру принять те или другие догмы (если человек не болен и не ослаб душевно). В конце 20 века даже старухи в глухих деревнях вряд ли серьезно верят, что гром на небе происходит от того, что Илья-пророк проезжает на колеснице. Для современного человека нужно научное обоснование его убеждений. И это обоснование ему предоставляет парапсихология, пси-феномены, а также методологические и теоретические подходы, которые в ней используются.
Не исключено, что пси-феномены и теоретические подходы, разрабатываемые в парапсихологии лягут в основу нового мировоззрения людей. В этом я вижу блестящее будущее парапсихологии как науки и благородный стимул для дальнейшей научной деятельности.
Но эта потребность рождает и негативные тенденции, в первую очередь это желание использовать авторитет парапсихологии как науки в качестве инструмента, служанки, орудия для насаждения нарождающейся идеологии.
В силу этого часто факты приносят в жертву идеологии. В парапсихологии, к сожалению, создаются новые мифы. Если в Библии текст подавался в виде притч и афоризмов, допускающих широкую трактовку, то в парапсихологии «афористичность» заключается в чрезмерной интерполяции данных из различных областей физики на явления, проявляющиеся в человеческом обществе.
Желание обновления часто приводит к тому, что новые факты появляющиеся в научной парапсихологии отвергаются или отторгаются. Часто пси-феномены не так ярко выражены и широко распространены, как хотелось бы. Отсутствие интереса к получению достоверных фактов в области пси-феноменов во многом обусловлено, по-видимому, нежеланием знать правду о пси-феноменах, поскольку это угрожает разрушить нарождающееся новое мировоззрение. Срабатывает своеобразный механизм психологической защиты. В таких коллективах научные исследования непопулярны, либо носят поверхностный наукообразный характер. Возможно, этим обусловлено то обстоятельство, что в течение многих уже послеперестроечных лет не удается наладить научные контакты и обмен достоверной информацией, как это принято в других естественных науках.
Таким образом, следует четко различать парапсихологию, как общественное и культурное явление, от парапсихологии — как области науки.
Я думаю, что каждый исследователь работающий в области парапсихологии должен ответить для себя самого на вопрос — почему он занимается парапсихологией — ищет истину или создает новую философию и мировоззрение. И то и другое — крайне важные и благородные занятия, но разные по своей цели и методам их достижения.
В последнее время стало очень много целителей, предсказателей, «парапсихологов», колдунов, магов использующих парапсихологическую терминологию и заполнивших экраны телевизоров, страницы журналов и газет, которые вызывают настороженность и отрицательную реакцию у общества к парапсихологии вообще. Задача научной парапсихологии и ученых ищущих истину — сохранить и не дать померкнуть на этом фоне тем «рациональным зернам», которые были и есть в парапсихологии.
Литература
- 1. А.Г.Ли. Русский толковый словарь парапсихологии и классификация парапсихологических феноменов. — Парапсихология в СССР, 1992, №2, С.54-58
- 2. В.Г.Дождиков, А.Г.Ли. Толковый словарь по парапсихологии. Под научной редакцией А.Г.Ли. — М.: Изд-во Фонда парапсихологии им.Л.Л.Васильева, 1992. — 72 с.
Ли Андрей Гендинович — докт.мед.наук., профессор, канд.техн.наук, Президент Фонда парапсихологии им Л.Л.Васильева