Г.Г.Ершова. «Колдовство» или биолого-социальная закономерность? О роли интуитивного знания в истории человечества

Парапсихология и психофизика. — 1995. — №4. — С.46-64.

БЫЛЬ ИЛИ НЕБЫЛЬ?

Наверное, каждому из нас доводилось так или иначе сталкиваться с людьми, обладающими поразительными способностями, находящимися за пределами нашего обыденного понимания. Причем подобные  явления существовали во все времена и были столь распространены, что литературоведение даже выделило из народного творчества специальный жанр, названный «быличкой», определив ее как «… рассказ о встречах человека со всевозможными сверхъестественными существами… или с людьми, обладающими сверхъестественной, чудесной силой…». В отличие от сказки, повествование о сверхъестественных способностях преподносится как реальное событие — потому и получило название «былички» [1]. Вот один из примеров:

«Один бурят превращался в сороку, знал, кто о чем думат. Лечил он. Отцу и рассказывал один. Как болел он, ему и посоветовали: езжай к буряту. Поехал, а по дороге все думал: может неправда это все, обманыват он. Приезжат. Выходит он из юрты:

— О-о, ко мне приехал. Ехал, все ругал, что я не вылечу.

— Да ниче не ругал.

— Ругал, паря, я знаю ить все.

Ну ладно. Поладил он на воду, вылечил.

Вот как он узнал? Гыт, когда ехал, все сорока летала. Может, он. Подслушал мысли, как ли?» [2].

Любопытно, что для рассказчика сверхъестественным становится вовсе не диагностирование по воде, и не то, что бурят превращался в сороку, а только то, что он сумел как-то узнать мысли своего пациента. Прочтя быличку ревностный христианин осудит за поминание «чертовщины», психолог тут же объяснит механизм «чтения мыслей» в подобной ситуации, любитель эзотерики понимающе оценит коллегу, этнограф моментально отметит стандартность сюжета, самоуверенный невежда посмеется над «необразованным» рассказчиком, а у обычного читателя, не исключено, по спине пробегут мурашки.

Можно по-всякому относиться к рассказам о сверхъестественном — замечать его или не замечать, интересоваться или не интересоваться, верить или не верить, открыто признавать или скрывать свою веру, можно даже бороться с правом сверхъестественного на существование.

— Верить или не верить существующей картине Мира? — этот вопрос неотступно преследует человечество, вынуждая его все глубже проникать в постижение тайн мироздания. Мучительную дилемму постоянного искушения пересмотра картины Мира красочно описал профессор догматики кардинал Йозеф Рацингер, показав единую сущность подхода к этой проблеме как с точки зрения веры (без ее привязки к конкретной религиозной системе) так и неверия:

«… Если верующий может веровать лишь в океане Ничто, океане спорности, сомнительности и недостоверности, ибо ему не дано другого места для веры, неверующего тоже нельзя представлять лишенным веры. И если мы поняли, что жизнь верующего вовсе не беспроблемна, что ей постоянно грозит крушение в Ничто, нам нужно понять теперь, что человеческие судьбы взаимосвязаны, что экзистенция неверующего тоже не замкнута в себе. Какой бы удалью не отличалось его поведение в качестве чистого позитивиста, который давно уже утратил вкус к сверхъестественному и прекратил его поиски, держась одного только непосредственно несомненного, — все же тайное сомнение в том, что позитивизм в  самом деле последнее слово, не  оставляет его. Как верующему случается захлебнуться соленой водой сомнения, которую непрестанно швыряет ему в лицо океан, точно так же и для неверующего существует сомнение в его неверии, в том, что мир, который он вознамерился объяснить целиком — есть действительно весь мир» [3].

Видимо в этом и состоит гармония мироздания, предусмотревшая, как прекрасно пишет выдающийся философ современности В.В.Налимов, присутствие «неразрушаемой Тайны, трансформирующейся для нас в образы Запредельного», о попытках увидеть которое и пойдет речь [4].

Несмотря на строгость мировоззренческих расхождений, все мы безусловно сходимся в том, что при подавляющем преобладании объясняемых явлений может возникнуть и множество необъяснимых, возможно «мистических и таинственных». Психологи и психиатры, интерпретируя описания внерационального интеллектуального опыта человека, сформулировали понятие «измененного состояния сознания» (ИСС) или «высшего переживания» [5], самим определением замыкая явление на деятельности мозга отдельно взятой личности. С точки зрения поведения отдельно взятой личности, ИСС выглядит как вариант отклонения от «нормального» сознания и потому относится к частному случаю психического поведения, связанному с нервной системой организма, реализуемому через особый класс веществ эндорфины — нейромедиаторы. Однако, проанализировав типологию описанных случаев внерационального опыта, мы приходим к мнению о том, что явления подобного плана невозможно замкнуть на психических отклонениях индивидума (тем более, что некоторые проявления интуитивного знания никак не сопровождаются отклонениями от психической или поведенческой нормы), и что они несомненно имеют более тесную, органическую связь со становлением и эволюцией человеческого социума — как в плане биологического выживания, так и формирования и устойчивости социальной структуры.

ЧТО НАМ ВАЖНЕЕ: ЧУЖИЕ ИНОПЛАНЕТЯНЕ ИЛИ СВОЯ ЖЕЛУДОЧНАЯ КОЛИКА?

Сразу оговорюсь, что мы не станем обсуждать такие феномены как снежный человек, летающие тарелки, инопланетяне или озерные чудовища. Ведь у большинства они не могут вызвать никаких эмоций, кроме недолгого любопытства. И это вполне понятно — поскольку эти явления никак не затрагивают обыденные интересы человека, не несут прямой угрозы популяции и не влияют, по большому счету, на сложившуюся картину Мира. Именно поэтому излюбленным приемом фантастов становится построение сюжета на возможном массовом опасном вмешательстве пришельцев в личную жизнь каждого. Однако обычный черный кот в качестве знака судьбы (при всем понимании абсурдности приметы) значит для многих из нас гораздо больше, нежели все инопланетяне в компании со снежными людьми вместе взятые.

Именно поэтому нас интересует тот опыт, который в специальной литературе иногда принято называть «внерациональным» (наподобие описанного в быличке), который так или иначе (а вдруг?) затрагивает нашу повседневную жизнь, оказывая на нас определенное влияние и диктуя нам, зачастую подсознательно, наше поведение. Чаще всего это проявляется в каких-то необычных (даже необычайших!) способностях некоторых людей.

О НАШИХ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ ТАЛАНТАХ

Занимаясь исследованием эволюции и функционирования человеческого сообщества в плане исторических наук и пытаясь определить место людей с необычайными способностями в этом сообществе, мы совершенно не претендуем на данном этапе исследований на строгую  естественнонаучную классификацию всех известных нам ныне проявлений необычайных способностей разных людей. Мы попытаемся всего лишь сгруппировать носителей этих способностей по степени «заинтересованности» в них в той или иной степени рядовых членов любого социума или социума в целом.

I. В эту группу попадают наиболее востребованные социумом люди, которые обладают способностями, направленными «на служение людям».

1. диагносты и лекари;

2. психотерапевты;

3. заговариватели и сниматели/напускатели сглаза;

4. предсказатели судеб;

5. ясновидящие;

II. Люди, способности которых представляют практический интерес только для их обладателя, а в обществе могут быть востребованными в зависимости от обстоятельств:

1. люди с необычными физическими возможностями — притягивать к себе предметы, видеть  пальцами, заставлять двигаться предметы, провоцировать возгорания, и т.д.

2. люди с феноменальной памятью;

3. люди с феноменальной способностью видеть числа и оперировать ими;

4. люди с феноменальной способностью видеть звездное небо, астрономические и календарные циклы;

На протяжении истории человечества изредка встречаются, независимо от национальности, пола и возраста, чудо-вычислители, способные чрезвычайно быстро производить в уме сложнейшие операции и запоминать огромные ряды чисел. В качестве примера можно упомянуть внука Тамерлана по имени Улуг-Бек (XV век), который отказался следовать стопам своего воинственного деда и стал знаменитым астрономом, создателем самой значительной обсерватории средневековья. Судьба его сходна с судьбой крупнейшего астронома майя по имени Сын Ягуарихи (VIII век), который мысленно видел звездное небо и ориентировался в нем совершенно свободно, оперируя при этом огромными числами. Феноменальными способностями обладали известные ученые, такие как Карл Фридрих Гаусс, у которого способность вычислять обнаружилась в 4 года, Андре Ампер и другие. Как свидетельствуют некоторые из них, они видят ряды чисел и просто читают эту запись.

5. Люди, умеющие передавать и читать мысли на расстоянии;

6. Люди, способности которых обычно характеризуются как гениальность: в творчестве, в науке — в силу своей общественной значимости эта группа получила наибольшее признание и почти вышла из области «мистического».

7. а) Люди, свойства которых относятся к феномену, получившему название «дежа вю» — т.е. человек переживает уже известные ему ощущения и опыт, однажды имевший место в его жизни. Он знает, что должно произойти;

  б) испытывающие ощущения о пребывании в иной реальности — временной, пространственной.

III. Необъяснимые качества личности, которые не находятся в зависимости ни от намерений, ни от облика личности:

а) отталкивающие:

   1. Люди с дурным глазом

   2. Притягивающие несчастья

   3. Ухудшающие своим присутствием физическое состояние других (своим присутствием создающие состояние дискомфорта у других)

б) притягивающие

   1. вносящие своим присутствием умиротворение

   2. удачливые везунчики

   3. увлекающие за собой (как в хорошем, так и плохом смысле) — харизматические личности, «крысоловы».

IV. Однако наряду с «таинственными», и вызывающими всеобщий интерес свойствами, существуют и не столь яркие, но, пожалуй, гораздо более  важные формы  необычайных способностей — интуитивное знание, направленное на выживание человека как биологического вида.

В отличие от перечисленных ранее, эти способности имеют самый массовый характер и, пожалуй, имеют самое древнее происхождение. В качестве пояснения приведем пример:

В конце 40-х годов в Кыштыме (под Екатеринбургом) произошел ряд радиоактивных выбросов и большая группа населения (в основном мусульмане) оказалась в зоне заражения.

Как только беда стала очевидной, мужчины и женщины повели себя по-разному: мужчины заняли позицию пассивной обреченности. Тогда как женщины, несмотря на чудовищную безысходность, сумели выявить совершенно непостижимым способом лекарственные средства из окружающих растений. Они изменили пищевой набор, отказываясь от традиционных религиозных запретов вплоть до потребления свинины — поскольку оказалось что она наименее радиоактивна. Деревенскими женщинами были сделаны научные открытия, проверяемые сейчас специалистами — так, например, было установлено, что присутствие плесени снижает уровень радиации.

Традиционно существовало мнение, что выявление пищевых и лекарственных средств было процессом медленным, длившемся веками. Однако трагический эксперимент в Кыштыме показал, что всего за 40 лет произошла определенная адаптация населения к измененным условиям. Как и на каком уровне сознания и познания осуществляется этот естественный поиск спасения? Какое интуитивное чутье позволило женщинам в условиях полной неинформированности, во-первых, осознать беду; во-вторых определить ее тип (без знания физики, медицины и прочих наук); выявить необходимые лекарственные средства; и, наконец, изменить даже суровые религиозные традиции? И все ради выживания потомства [6]. Эти не поддающиеся словесному выражению знания малопонятного нам происхождения можно сравнить, разве что, с умением животных лечить себя — у них-то заведомо нет ни высказанного знания, ни тем более образования. Любопытно, что подобный «эколого-биологический» тип когнитивной деятельности, не имеющей никакого отношения к психиатрии, вовсе не замечается традиционными специалистами по «архетипам», «измененным состояниям сознания», эзотерическим учениям и т.д. Так например один из авторов, объясняя функционирование тонкоматериального мира, предполагает, что люди живущие в пораженной радиацией местности и не догадывающиеся о характере опасности, никогда не будут увязывать смерть и болезни с воздействием радиации, а только с понятными заболеваниями [7]. Однако Кыштымское население именно в такой ситуации очень быстро пришло к формулированию нового диагноза: «речкина болезнь».

К области также ныне практически необъяснимого или объясняемого частично феномена относятся и вопросы, связанные с регулированием рождаемости в популяции: четкое представление у всех народов о степени удаленности групп брачных партнеров для производства наиболее крепкого потомства [8], зарегистрированное у многих народов представление о преимущественной рождаемости мальчиков перед войнами. Сюда же можно отнести и переход от сезонного к круглогодичному размножению в первобытных сообществах при гарантированном температурно-пищевом режиме [9]; а также такое известное явление как прекращение циклов овуляции у женщин в периоды социальных и экологических стрессов (войны, смена климата и т.д.).

Обобщив воедино все проявления необычных способностей, в той или иной мере необходимых социуму, мы пришли к необходимости введения термина «интуитивное знание», который включает в себя и «измененные состояния сознания» и «интуитивное поведение» и некоторые другие рассматриваемые в науке и практике феномены.

Нельзя сказать, чтобы этот термин был абсолютно нов — его используют суфисты для обозначения своего особого образа мышления, основанного на внутреннем восприятии [10]. Однако, придя к этому термину самостоятельно, мы включили в понятие «интуитивного знания» значительно более широкий и универсальный круг способностей человека.

Говоря об одном из аспектов гносеологии мы не можем не уточнить дефиницию термина, применительно к рассматриваемой нами проблеме.

Как известно, термин «знание» в традиционной науке употребляется в трех смыслах. Первый имеют в виду, когда говорят о некой способности, умении, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить. Второй смысл подразумевают в случае идентификации знания с вообще любой познавательно значимой информацией. Третий смысл соответствует специальному толкованию знания как особой познавательной единицы, предполагая квалификацию знания как ненаучного, донаучного, лженаучного, паранаучного, антинаучного и, наконец, научного [11].

Все три перечисленных типа относятся, безусловно, к знанию, которое существует на вербальном уровне — т.е. его сущность можно выразить и описать словами. Мы же рассматриваем феномены проявления знания, не имеющего на современном этапе своего вербального выражения. Если вернуться к традиционным философским определениям, то этот тип знания по своему составу можно отнести к тому, что именуется «неявным предпосылочным знанием», которое «выступает ассоциацией нефиксируемых средствами рефлексии (т.е. неартикулируемых и неконцептуализируемых) положений, образующих имплицитную теорию природы вещей индивида. Здесь допустимо говорить о своего рода презумптивной стадии сознания, с которой связан допредикативный опыт (неотчетливые предпонимания, неопределяемые предзнания, подразумевания и т.п.), задающий глубинный теневой фон деятельности интеллекта» [12]. Надо заметить, что этот аспект знания лишь вскользь упоминается в специальной литературе, поскольку он, не имея вербальной формы, не представляет пока практического интереса для философского осмысления феномена знания.

Да и мы не можем поставить перед собой задачу выявления природы этого феномена. У нас иная цель — на основании исторически зарегистрированной на всех этапах развития человеческого сообщества очевидности существования людей-носителей интуитивного знания мы хотели бы определить место и значение, которые отведены природой этому феномену в борьбе как человека, так и социума в качестве социально-биологической системы, за свое выживание.

Вводя термин «интуитивное знание» мы исходим из той предпосылки, что любая поведенческая реакция или деятельность человека определяются его способностью оценивать сложившуюся ситуацию — будь то сознательно или подсознательно, адекватно или неадекватно. Способность же оценивать ситуацию обязательно базируется на его знании, хотя природа этого знания не ясна и не всегда полностью поддается объяснению.

Таким образом, интуитивное знание — это особое знание, проявляющееся в необычных способностях человека, имеющих частичное или не имеющих вовсе рационального (с точки зрения современного состояния официальной науки) объяснения, но тем не менее существующих в реальности и довольно часто регистрируемых и иногда намеренно воспроизводимых. Результатом проявления интуитивного знания становится углубление осознанного познания окружающего мира или выявление новых способов взаимодействия с ним и с человеком, как частью этого мира. Для проявления определенных типов интуитивного знания часто требуются условия стресса, хотя эти способности могут быть такими же органичными как и прочие обычные свойства (восприятия и воздействия) человеческого организма.

Интуитивное знание (и соответствующие способности) находятся как бы в резерве у абсолютного большинства людей, будучи присущими человеку как биологическому виду, и проявляются в моменты, сопряженные с проблемой выживания человека или популяции.

ГДЕ ЖЕ ОНИ, ЛЮДИ ИНТУИТИВНОГО ЗНАНИЯ?

Мы представили примерно весь набор людей с необычайными возможностями. Правда, четвертая группа, куда входим все мы, нами просто не замечается, а представители первых трех, несмотря на реальность своего существования, являются в некотором роде маргиналами — т.е. по отношению к людям необычайных способностей существуют иные мерки оценки их социального статуса. Для них практически не оставлено официального места в структуре современного общества — и вызвано это в первую очередь тем, что практическая деятельность этих людей не поддается оценке с точки зрения статистически достоверного опыта. А это, в свою очередь, открывает путь для гораздо более многочисленной армии шарлатанов.

Кстати, зачастую шарлатан находится в преимущественном положении по отношению к человеку интуитивного знания.

Во-первых, поскольку интуитивное знание возникает на невербальном уровне, то обладающим им человеку бывает иногда очень трудно говорить о своем опыте, тогда как у шарлатана этого барьера нет. Человек интуитивного знания зачастую осознает свою «непохожесть», что вызывает у него опасения показаться «ненормальным» при публичном обнаружении своих способностей тем или иным способом. Однако при «официальном» признании «необычности» определенные, имеющие собственное объяснение атрибуты ненормативности своего образа у него могут возникнуть и прижиться.

Шарлатан же, как только может, в первую очередь создает вокруг себя ореол «непохожести» и «таинственности»: это и совершенно необычная одежда, и размахивания руками, сопенье (как имитация типов дыхания) и прочие элементы ненормативного поведения, внешняя сторона которых одолжена из шаманских или гипнотизерских практик — однако чаще всего начисто лишена внутреннего содержания. Фальсификацию (даже при грамотном ее составлении) чаще всего отличает эклектичность набора средств.

Тем не менее, сложилась парадоксальная ситуация, когда внутренне каждый готов допустить эффективность знаний и умений людей интуитивного знания, однако вполне объяснимое опасение оказаться под влиянием проходимца вынуждает относится к ним с крайней осторожностью и даже предубеждением. (Подобное отношение тоже формируется благодаря интуитивному знанию каждого!).

Каково же истинное место людей с уникальными способностями в человеческом обществе и кто они — «божественные избранники» или «посланцы Сатаны»? Уже судя по приведенным характеристикам, становится ясно, что эти оценки, вытесняющие людей со сверхъестественными способностями за пределы человеческого общежития, возникли в период, приходящийся на господство идеологии, соответствующей христианской картине Мира, а точнее господства мировых религий.

Совсем иная ситуация обнаруживается в описании обществ, не подпадавших под господство так называемых мировых религиозных систем. Существовавший (и существующий кое-где и ныне) институт шаманства находит место для всех людей со всякими необычными способностями. Шаманство в сибирском варианте, описанное в конце XIX — начале XXвв предстало настолько компактным общественным образованием, что вошло как понятие в систему исторической науки, а оттуда — в общекультурный оборот, обозначив тем самым существование явления, имеющего универсальный в географическом отношении характер и свойственного любому человеческому обществу на определенной стадии его социального развития.

Не приходится сомневаться в том, что люди, обладающие сверхъестественными способностями, или, точнее говоря, интуитивным знанием, существовали столько, сколько существует человечество. Возможно даже, что на «дошаманском» этапе истории все люди были людьми интуитивного знания, поскольку иного знания просто не было, а речь играла чисто суггестивную, а не информативную роль.

Возможно, это связано с доречевой стадией развития мозга человека, когда опыт определялся процессами правого полушария, оперирующего всегда в реальном времени и для которого все  высказывания должны быть истинными. Левое полушарие, вместе с освоением речевого пространства, дало человеку возможность принятия ложных утверждений [13] что видимо, и увело его от интуитивного знания. Шаман соединил в себе в том или ином виде способности почти всех типов, первым попытавшись дать им описательное объяснение. Шаман — это не только обладатель некоего нестандартного способа мышления и восприятия, но и целенаправленно, преднамеренно, социально точно, прагматически это использующий в своих и общегрупповых интересах.

По мере  социального развития общества идет процесс все более узкой профессиональной специализации во всех областях, в том числе и в области духовно-познавательной. С переходом от племени к раннегосударственному образованию часть функций шамана переходит в область описательного знания, которым уже манипулирует жрец. Должность шамана упраздняется, но шаман продолжает свое существование, вернувшись в более  привычное состояние «человека интуитивного знания», которого жрец охотно использует на службе у государства. В качестве примера можно помянуть знаменитую Пифию, прорицательницу при храме Апполона в Дельфах, которая в экстатическом состоянии сообщала пророчества жрецу, а тот уже обрабатывал их для государственных нужд, облекая в соответствующую форму. Аналогичная ситуация существовала и в городах-государствах майя. Но если жречество постепенно вытесняло шамана из государственных структур, то народ по-прежнему обращался к нему для разрешения своих обычных нужд личного характера — лечение, заговоры, и т.д.

Однако и жречество подвержено все более узкой специализации, что приводит к выделению особого клана жрецов, обладающего умениями преимущественно II группы. Так на основе уже имеющихся описанных знаний происходят прорывы в области познания, начинается этап научного описания Мира. Как отмечал Александр Мень, «храмы древневосточных цивилизаций были настоящей колыбелью науки, являясь первыми школами, лабораториями и обсерваториями» (Александр Мень. История религии. т.1, М.,1991, с.171). Достаточно сказать, что ученым Древней Греции удалось создать столь убедительную картину Мира, что христианство приняло ее и в течение тысячи лет практически не пересматривало, пользуясь вплоть до XIIIв. концепцией христианского неоплатонизма, сформулированной на рубеже 4-5 веков Св.Августином. Там же, в Древней Греции, наметилась тенденция отделения науки от идеологии: так, например, общество медиков, хотя и носило еще полужреческий характер, но все же выделялось как самостоятельное профессиональное объединение. Таким же объединением выглядело и Общество Пифагорейцев, формально представлявшее самостоятельный религиозный орден.

Но общество не останавливается в своем развитии — государство совершенствует свою структуру при поддержке монотеистической религиозной системы. Все еще близкие к шаманам жрецы, контролировавшие духовную сферу жизни вместе с пережитками шаманства, вытесняются в прошлое и им на смену приходят не изменяющие своим принципам представители официальной церкви. Ученые проходят мучительный процесс подчинения научных исследований окостеневающей религиозной догме, и постепенно избавляются от ее неусыпного контроля, окончательно выделяясь в самостоятельную социальную группу. Естественнонаучные открытия более тысячи лет не будоражат христианскую Европу, созревают примерно к XII в. и тут же подвергаются жесточайшей цензуре, поскольку сами того не желая провоцируют пересмотр устоявшейся картины Мира. Однако и Коперник, и сожженный на костре инквизиции Джордано Бруно, и Галилей отстаивали не только научный взгляд на строение Вселенной — они прокладывали путь независимости науки от религиозной догмы. Но, пожалуй, только с победой дарвинизма можно считать этот процесс завершенным. Эта победа ознаменовала собой открытие дороги к очередному полному пересмотру картины Миры, которая вселила в души «прогрессивных людей» XIX в. наивную уверенность в полном понимании устройства Мира.

Идеологическая догма пострелигиозных обществ по старой привычке попыталась подмять под себя науку, но время такой зависимости уже ушло. В развитом индустриальном обществе идеология и наука вынуждены придерживаться мирного сосуществования, приглядывая друг за другом и удерживая одна другую от соблазна активного вмешательства в изменение картины Мира. Закономерно, что представители каждой эпохи научных открытий склонны считать себя венцом интеллектуальной эволюции человечества. Хотя и очевидно, что большинство последних супероткрытий скорее является угрозой человеческой популяции, а не ее спасением. Каждый человек, с полетами в Космос и без них, с расщеплением ядра и без него, продолжает жить теми же проблемами, что и последний собиратель или земледелец древней цивилизации, живший многие тысячи лет тому назад или любой наш современник — удаленный от всех благ цивилизации коренной житель Сибири, Америки, Африки или Полинезии. У всех нас одна естественная цель в жизни — желание жить и продолжать род, одна физиология, одни чувства и эмоции.

А ГДЕ ЖЕ ВСЕ ЭТО ВРЕМЯ НАХОДИЛСЯ НАШ ЧЕЛОВЕК ИНТУИТИВНОГО ЗНАНИЯ?

НАШ НЕЗАМЕНИМЫЙ ВРАЧЕВАТЕЛЬ И КОЛДУН?

Если древние государства вполне допускали существование человека интуитивного знания и даже использовали его, то с пришествием мировых религий, ему пришлось довольно туго.

Христианство, как ислам или иудаизм не терпят конкурентов в борьбе за паству. Достаточно вспомнить страшные процессы против ведьм и колдунов в средневековой Европе. Не меньшее содрогание вызывает история купринской «Олеси», когда церковь, манипулируя охваченной ужасом толпой, жестоко расправляется с девушкой, обладавшей даром целительства, унаследованным от своей бабки. Не легче жилось людям интуитивного знания и при советской власти, когда действия каждого из них подпадали под статью уголовного кодекса.

Вместе с тем было бы несправедливостью умолчать о том, что развитые современные государства, в том числе и советское, вполне официально использовали людей интуитивного знания для совершенствования работы аппарата власти. Мы мало знаем об этом, поскольку это использование относилось к области «государственной тайны». Речь идет о выдающихся разведчиках, о расследовании преступлений и прочих интересах государственной безопасности. Тем не менее, недавно проведенная в НИИ МВД конференция под интригующим названием «Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений» показала, насколько давно и вполне серьезно способности людей интуитивного знания используются на службе у государства.

Любопытно, что один из обсуждавшихся вопросов был связан с решением проблемы: «воспитывать (ясновидящих) колдунов в собственном коллективе или приглашать со стороны?»[14].

Но что же позволяет человеку интуитивного знания продолжать свое непобедимое существование? Во-первых, то, что он никогда не отрывается от личности, сохраняя возможность активно вмешиваться в ее судьбу. Как бы  не менялись условия, человек продолжает болеть, любить, ненавидеть, заботиться о содержании своего потомства.

Именно в этих простых заботах и страстях проходит жизнь каждого из нас и в особенно тяжелые моменты каждый ищет способы непосредственного воздействия на реальность — и в этой задаче первым другом и помощником продолжает оставаться все тот же человек интуитивного знания, как бы он не назывался — шаманом, бабкой, целителем, экстрасенсом. Но самое удивительное, что в каждом из нас заложены возможность проявления интуитивного знания — но для того, чтобы убедиться в этом, необходимо определенное стечение обстоятельств.

Попробуем теперь представить схему социума не в виде традиционной пирамиды, не предусматривающей места для духовного, а в виде круга, в центре которого расположено интуитивное знание, охватывающее все социальные слои и имеющее динамику существования на всех этапах развития общества от доплеменных образований до современного государственного устройства. Историческую эволюцию социума можно показать концентрически — от центра к периферии, а развитие профессиональной специализации — секторным членением.

КТО ЖЕ КОМАНДУЕТ ИНТУИТИВНЫМ ЗНАНИЕМ?

Место командного пункта во всех религиозных системах отводится, во-первых, Богу=творцу, в случае, если дела идут на пользу оценивающего, или же если оценивающий не способен противостоять сверхъестественным делам. Во-вторых, «темным силам», в случае, если происходящее явно вредит оценивающему.

Материализм переместил место командного пункта в резиденцию к «Природе», впрочем, также не вскрыв механизма осуществления этой связи, но оставив открытой дверь для познания сущности этого явления и лишив его оценочной эмоциональности.

Таким образом, мы все еще находимся на том этапе, когда способны лишь констатировать наличие людей интуитивного знания, определить некоторые его формы и предположить причины проявления этого знания. Выявление биологических механизмов его действия, видимо, должно достаться биологам, медикам, психоантропологам, психологам.

Однако кое-какие предположения можно высказать и в настоящее время — так, например, если обратить внимание на различные функции правого и левого полушарий головного мозга. Мы не будем вдаваться в сложности процессов мозговой деятельности и отметим лишь важный для нас момент. Известно, что правое полушарие является почти совершенно «немым»: оно может издавать лишь нечленораздельные звуки, подобно реву и визгу. Правое полушарие в очень небольшой степени может понимать обращенную только к нему речь, состоящую из сообщений, не членящихся на элементы, как, например: «здравствуй» или «спасибо». Но при этом именно правое полушарие хранит в себе такие сведения, которые позволяют толковать смысл слов — оно занято означаемой стороной знаков. Смысл слов хранится в такой форме, которая не зависит от оболочки. Видение при эпилептическом припадке характеризуется возникновением активного поля в височной доле правого полушария. Можно сказать, что правое полушарие мыслит образами и понятиями. Левое же тесно связано с речью и с материальным оформлением понятий [16]. Кроме того, исследования последних лет позволяют предположить, что к особенности правого полушария относится ориентировка во времени и пространстве, восходящая к самым ранним этапам эволюции предков человека.

Несмотря на то, что включение механизма «интуитивного знания» достигается в основном эмпирически, используя специальные практики, уже достигнуты некоторые результаты и в области научных исследований. Так, например, установлено, что левши, т.е. люди с нарушениями отношений между правым и левым полушарием головного мозга, гораздо чаще обладают «парапсихологическими» или просто удивительными способностями [17]. В этом свете возможно следует по-иному взглянуть и на сказку о «Левше», и на творчество гениев, например Чарли Чаплина, и на «зеркальную» запись текстов мудрецами древних цивилизаций.

Здесь было бы уместно напомнить о существовании искусственных систем, с помощью которых достигаются некоторые состояния интуитивного знания — это практики различных эзотерических учений и школ (суфии, йога, элевсинские мистерии, тайная секта ессеи, институт схимничества и многие другие). В них существуют общие, наиболее заметные приемы (воздержания, голодания, физические мучения и  т.д.) которые  способствуют достижению особых состояний, при которых способно проявляться интуитивное знание. Мы намеренно не останавливаемся на том, что именно видели и видят в подобных состояниях адепты того или иного направления, но складывается впечатление, что их видения никогда не играли слишком важной роли ни для большинства людей, ни для общества в целом. В основном они являют собой разновидность психотерапевтической отдушины, также чрезвычайно необходимой обществу — но это уже несколько иная функция.

Однако у эзотерических школ есть безусловно общие черты с существованием людей интуитивного знания, и одна из этих черт характеризует закономерность востребованности тех и других в обществе, а именно: чем менее стабильны структуры общества, тем большая отмечается активность как людей интуитивного знания, так и различных эзотерических школ. Не удивительно, что психоанализ, как буфер, возникает на Западе в конце XIX в. с разрушением христианской концепции картины Мира, приведшем к формированию чувства определенного дискомфорта и потери привычных ориентиров.

Частичный пересмотр картины Мира начала второго тысячелетия в западной Европе совпадает с возникновением многочисленных религиозных и эзотерических орденов. Тогда как в странах ортодоксальной (православной) религиозной направленности, где церковь и монастыри из всех наук выделяли только богословие и потому не могли затронуть картину Мира, необходимость в орденах никогда не возникала.

Настоящий период в истории России (как и Россия накануне краха в начале века) являет нам прекрасный пример существования связи между нестабильностью всех социальных структур и массовым проявлением людей интуитивного знания. Когда власть, государственные службы, унаследованное от прошлого сознание не способны обеспечить человеку комфортного самоощущения в жизни, когда ему кажется что рушится все — от работы до дружеских, семейных отношений, личной безопасности и социальных гарантий и, как следствие, ухудшается здоровье — он склонен искать помощи в иных структурах, которые были аппробированы на протяжении всей истории человечества. И, естественно, он идет, как шел всегда, к человеку интуитивного знания — шаману, бабке, колдуну, экстрасенсу.

Человек готов следовать в этот момент, связанный с социальными потрясениями, куда  угодно и за кем угодно. Видимо закономерно, что из массы людей интуитивного знания обязательно выделяется «крысолов» (третий тип интуитивного знания согласно нашей классификации, лидер с отрицательным знаком), готовый повести всех за собой в пропасть.

КАКОВО ЕМУ, ЧЕЛОВЕКУ ИНТУИТИВНОГО ЗНАНИЯ, СРЕДИ НАС?

Потребность в «нетрадиционной» (или традиционной?) помощи становится в обществе настолько велика, что у каждого начинается внутренний поиск резерва скрытых возможностей. Человек не может приказать себе стать колдуном или экстрасенсом — он может лишь ощутить в себе призвание и способности. Однако, как часто случается, необходимо пройти сквозь стресс, чтобы начать реализовывать эту скрытую способность.

Личность, обнаружившая в себе интуитивное знание, сразу же оказывается в достаточно сложной ситуации:

во-первых, перед ней стоит проблема доказательства обладания знанием — оно не может оставаться скрытым;

во-вторых, осознание собственной исключительности и признание ее другими оказывается зачастую сложной адаптационной проблемой: по-новому надо строить со всеми свои отношения (в случае наследственных способностей все гораздо проще);

в-третьих, встает вопрос психической нормы человека интуитивного знания: с одной стороны, его психика в реальности может отклоняться от нормы, а с другой, эта личность зачастую может иметь иное представление об описании мира и ее поведение адекватно этому описанию, но не совпадает с общепринятым.

в-четвертых, возникает опасность переоценки своих истинных возможностей — так, например, человек, обладающий феноменальной памятью, начинает считать себя чуть ли не пророком, а прекрасная массажистка искренне верит в свои творческие и научные способности, или же гипнотизер претендует на лидерство харизматической личности.

ЧТО ЖЕ СКАЗАТЬ НАПОСЛЕДОК?

Интуитивное знание — не колдовство! Интуитивное знание, как резервная программа, заложено в каждом из нас, и оно, видимо, присуще человеку как биологическому виду.

Внутреннее движение общества, стремящегося как всякая система к состоянию равновесия, постоянно регулирует проявление определенного числа людей интуитивного знания в различных сферах человеческой деятельности, но прежде всего в тех, которые имеют отношение к решению проблем выживания человека или социума. Но не менее важная функция интуитивного знания направлена на познание Мира. Таким образом, постижение интуитивного знания — это тоже познание Мира, расширение его границ. Но пока определение его первоисточника как было, так и остается огромной философской, мировоззренческой задачей, над которой человечество бьется не меньше двух тысяч лет, и неизвестно, сколько еще будет биться. Может быть, поиск ее решения — это и есть главная задача человечества, смысл его существования во Вселенной?

Литература

1. Мифологические рассказы русского населения Сибири. Новосибирск, 1987; В.П.Зиновьев «Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы», с.381.

2. Указ. соч., с.254, текст 363

3. Йозеф Рацингер. Введение в христианство. Лекции об апостольском символе веры. Брюссель, 1988, с.14-15.

4. См. Налимов В.В. «В поисках иных смыслов». М.,1993;

 «Непрерывность против дискретности в языке и мышлении». Тбилиси, 1978. «Спонтанность сознания». М.,1989.

5. Исследования в этой области подробно описаны А.Беликом в работе: «Психологическая антропология: История и теория». М.,1993.

6. Материалы этнографа Г.А.Комаровой по даным полевых исследований в районе экологического бедствия в Кыштыме под Екатеринбургом. Готовится к публикации.

7. См. Е.К.Файдыш. Измененные состояния сознания., М.,1993., с.15.

8. Этот феномен исследован для весьма больших территорий в Институте общей генетики РАН лабораторией Юрия Григорьевича Рычкова.

9. См. Ю.В.Кнорозов. Этногенетические процессы в древней Америке. — В кн.: Проблемы истории и этнографии Америки. М., 1979, с. 133-141.

10. См. Идрис Шах. Суфизм. М., 1994.

11. См. В.В. Ильин. Теория познания. М.,1993, с.47.

12. Указ. соч., с.62.

13. В.В.Иванов. «Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем». М., 1978, с.29.

14. См.: Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений». Тезисы научно-практического семинара ВНИИ МВД РФ. М.,1994.

15. Хотелось бы с благодарностью отметит, что при разработке схемы были учтены важные замечания С.Петрунина, П.Черносвитова, Л.П.Гримака, А.Ф.Кривцова.

16.  В.В.Иванов. Указ.соч., 23-24

17. См. Т.А.Доброхотова, Н.Н.Брагина. «Парапсихология: психология или психопатология левшей?» в журнале «Парапсихология в СССР»,1991,N1;

  В.Б.Савилов, А.Г.Ли. Зависимость особых состояний сознания от профиля функциональной асимметрии мозга». Там же.

  В.М.Звоников, А.Б.Стрельченко. Изменеия некоторых психических и моторных функций человека при моделируемой доминантности полушарий головного мозга внушением в гипнозе» в кн. «Аппаратура и методы исследования в деятельности оператора.» М.,1989.

Обновлено: 26.07.2024 — 16:34

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *