Магия воды. Магия чисел. Магия звуков. Магия действия. (Составитель О.В.Орлова)

Парапсихология в СССР. — 1991. — №2. — С.8-15.

Магия и вода

Средневековые врачи старательно изучали условия, при которых вода обретает целительную силу и «смывает» болезнь. Во многих случаях полагалось, чтобы вода была проточной. Черпали ее из реки обязательно молча и трижды обливали ею тело заболевшего.

Считалось, что действие чар прекращается, если между тем, кто подвергся сглазу и колдуном течет вода.

В скандинавских странах пострадавшему от дурного глаза полагалось три дня ходить к реке и пить воду, набранную под мостом, по которому ходят злые и хорошие люди. На северо-востоке Шотландии, если не взбивалось масло, маслобойку несли к реке, трижды опускали ее в воду и, не произнося ни звука, возвращали на место.

В горной Шотландии излюбленным средством от дурного глаза служила «серебряная вода», т.е. ключевая вода, в которую бросали серебряную монету. Впрочем, для того, чтобы придать воде целебные свойства, использовали и золотые и серебряные монеты, а также и обручальные кольца, железные инструменты и камни, которым приписывали магические свойства. Воду рекомендовали брать из ручья, через который проходит оживленная дорога, между заходом и восходом солнца. Воду трижды давали пить пациенту и неожиданно лили на него. Когда под влиянием всеобщего образования суеверные представления стали рассеиваться, просвещенные люди перестали тратить время на хождение к ручьям и воду стали брать из водопровода.

В западной Шотландии сосуды для хранения молока освобождали от последствий дурного глаза таким образом: их держали некоторое время в проточной воде, затем тщательно мыли, вытирали, относили домой и наполняли кипятком, после чего сушили. Польза от этих процедур была несомненной — посуда основательно дезинфицировалась.

В Нормандии новобрачные, считавшие, что их околдовали, опускали в кипяток одежду, в которую носили на свадьбе.

В Романье ночью кипятили в котле пеленки, одежду и одеяло ребенка. Эта операция должна была заставить колдуна немедленно прекратить свои вредные действия.

В древности жертву сглаза очищали от порчи водой, в которую клали сухие корни дикой спаржи.

У словаков мать, верившая, что ее ребенка околдовали, отправлялась на кладбище, вырывала немного травы с девяти могил и, вернувшись домой, тотчас бросала траву в кипяток. В полученном отваре купали ребенка.

В Швейцарии, для того, чтобы вылечить от сглаза ребенка, мыли висевший над входной дверью колокольчик.

В Албании клали в воду три веточки крапивы и опрыскивали больного. Для лечения от сглаза тяжело больных животных смешивали воду из трех источников.

В Богемии девушки в страхе перед сглазом до восхода солнца становились под вишней и трясли ее, чтобы на них падала роса.

На Руси от болезней, приписываемых сглазу лечились следующим образом: на утренней заре отправлялись к ключу, зачерпывали воду по течению реки, закрывали посуду и молча возвращались домой. Потом в принесенную воду клали три горячих угля, кусочек печной глины и щепотку соли, обрызгивали ею больного или обливали его по два раза в день на вечерней и утренней заре с приговором: «С гуся вода, с лебедя вода — с тебя худоба!». Иногда дают больному испить этой воды, смачивают ею грудь против сердца, а затем все, что останется в чашке выливают под притолку. В заговорах, произносимых над водою есть такие: «Пошла я в чисто поле, взяла чашу брачную, почерпнула воды из заговорного студенца»; «Звезды мои ясные! Сойдите в чашу брачную, а в моей чаше вода из заговорного студенца»; «Умываю я красну девицу (имя) из заговорного студенца ключевой водой, стираю я с красной девицы все узорки с призорками».

Иногда знахарь «перерезал» налитую воду накрест ножом. На Украине лечились от коросты водой, в которую клали красные ягоды калины. Считали, что умывание водой из чаши, в которой лежит серебряная монета или золотое кольцо, предохраняет от удара молнии.

Магия чисел

В христианских странах цифрам 3, 7 и 9 была отведена особая роль в лечебных и профилактических процедурах. У мусульман большое значение имела цифра 5. В Италии защиту от дурного глаза искали в цифрах 8 и 9. Их часто можно было увидеть над дверьми домов.

У многих народов предпочитали иметь дело с нечетными количествами. Защищая от сглаза стадо, заботились о том, чтобы оно состояло из нечетного числа животных. В Литве крестьяне следили за тем, чтобы при строительстве дома использовалось нечетное количество бревен. В Таиланде в доме должно быть нечетное количество комнат, дверей, окон и т.д. В Пенджабе лестница должна иметь нечетное число ступенек.

Однако не везде принято интересоваться точным количеством. Объясняется это тем, что при счете необходимо посмотреть на каждое животное, на каждый предмет, которые пересчитываются. Значит, возникает опасность сглаза. Поэтому лучше не знать, с четным или нечетным количеством мы имеем дело, и вообще не считать без крайней на то нужды. Кроме того, в древнем Риме говорили, что, считая приятные вещи, люди возбуждают зависть богов.

В Германии старались не считать предметы, не взвешивать детей и не измерять их рост. Боялись, что ребенок перестанет расти. В Англии верили даже в то, что от измерений ребенок может умереть. В некоторых областях Франции нельзя было взвешивать беременных женщин и новорожденных детей. В Сербии, однако, новорожденного взвешивали именно для того, чтобы защитить от ведьм, но вес никому не сообщали.

В прошлом веке европейцу, прибывшему в Тегеран, на вопрос о количестве жителей в столице Ирана уклончиво сообщали, что город сильно заселен. О своем возрасте иранцы говорили: «Мне за тридцать», или «Мне за сорок», или «Я уже старик».

В Турции позволить чужому сосчитать на пасеке количество ульев значило рискнуть их потерять.

Повсюду игроки избегали считать свои деньги во время игры.

Магия звуков

Ведьмы и приведения весьма чувствительны ко всякого рода шумам и шорохам, поэтому их нетрудно обратить в бегство и предотвратить зловредные дела. В Античном мире считалось, что для отпугивания ведьм достаточно щелканья пальцев или лая собак. Напротив, всякое слово похвалы притягивает дурной глаз.

С представлениями о том, что ведьмы боятся шума связано происхождение детских погремушек. У этрусков, греков, римлян дети носили на шее цепочки, иногда изготовлявшиеся из золота, на кольцах которых были подвешены маленькие предметы. На Родосе носили серьги с подвешенными пустыми шариками. Албанские и греческие женщины надевали на голову цепочки с монетами, которые звенели при каждом движении.

Считалось, что звон металла действует очищающе и гонит духов прочь. Во время ночных мистерий в Греции били по металлическим чашам.

Звуки музыки и пение также плохо переносятся духами. Цимбалы и другие музыкальные инструменты с давних пор использовались для борьбы с колдовством. В германской области Франконии накануне первого мая, в Вальпургиеву ночь, ведьм выдували, играя на сделанных из коры ивы свирелях перед подозрительными домами. В Тироле, очищая деревню на год от ведьм, пастух дул в рожок. В некоторых районах Центральной Европы в Вальпургиеву ночь ведьм «выхлестывали». Молодые парни собирались на какой-либо возвышенности, обычно на перекрестке дорог, и до полуночи хлестали кнутами крест-накрест и в такт. На том расстоянии, на котором были слышны звуки, ведьмы теряли свою власть.

В Вальпургиеву ночь и в новогоднюю ночь для изгнания ведьм палили из ружей. Борьбе с нечистой силой служили и залпы во время свадеб, а возможно, и праздничные салюты.

У многих народов существовали поверья, связанные со свистом, которым можно вызывать как злых, так и добрых духов. Но чаще всего для борьбы с духами прибегали к помощи всевозможных колоколов, колокольчиков и бубенцов.

Колокольчики подвешивали на шею приговоренным к смерти преступникам, чтобы те не могли причинить вреда людям, которых встречали по дороге к месту казни. Колокольчики прикрепляли к серьгам, браслетам, кольцам на пальцах. Борьбе со злыми чарами служили бубенцы и колокольчики на конских сбруях.

Христианская церковь придавала большое значение колокольному звону. Колокольный звон защищал от колдовства в ночь святой Агаты, при грозе и во время похорон. В Германии спасались от чародейства с помощью любых предметов, связанных с колоколами.

Еще один существующий во многих странах обычай, связанный с представлением о страхе ведьм перед шумом, состоит в том, чтобы трижды постучать по дереву, по столу или по стене.

Магические действия

С древних времен существовал обычай выкуривать насланную порчу. Сжигали при этом не только растения с неприятным запахом, но и то, горит с отвратительным запахом. Считалось, что вызвавшие болезнь злые духи не переносят ни благовоний, ни смрада. В средние века для курений часто брали рыбью желчь, помещенную в коробочку из бузины, а также гвоздику, корицу, ладам.

В Тюрингии, спасая околдованную корову, жгли в котелке девять видов дерева (бузину, крушину, тисс и т.д.) и пучок волос, вырванных из хвоста коровы.

В Мекленбурге клали крестообразно два веника под изголовье колыбели. Окуривали колыбель и одежду ребенка дымом, сжигая девять трав, к которым иногда добавляли щепки, взятые от каждого порога в доме и нижних ступеней лестницы.

В Германии, Эльзасе, Пьемонте употребляли для окуривания можжевельник. В Калабрии — ладан, листья маслин и пальм. В Индии брали землю на пересечении дорог, добавляли к ней соль, перец и кориандр.

В Эстонии булавидным плавуном окуривали молочную посуду.

В Саксонии лили вино на раскаленный сошник так, чтобы пар, поднимаясь, попадал на больного ребенка.

В Стамбуле окуривание больного сочеталось с заговорами. Женщина бросала на раскаленные угли горошины пряной гвоздики и говорила: «Дурной глаз поразил меня на улице. Дурной глаз поразил меня на лестнице. Дурной глаз поразил меня в доме». Треск взрывавшейся горошины гвоздики подтверждал истинность той или иной фразы. После того, как было установлено, где произошел сглаз, определялось, в чем именно состояла порча. Для этого, бросив на угли новые горошины гвоздики, женщина говорила дальше: «Дурной глаз поразил меня в спину. Дурной глаз поразил меня в сердце. Дурной глаз поразил меня в живот». И опять треск указывал, какое именно место было поражено.Некоторые широко распространенные магические приемы основывались на вере в то, что если околдованный человек, животное или предмет пройдут сквозь какое-либо отверстие или дыру, чары потеряют свою власть над ними. Так, если считалась околдованной охотничья собака, ее хозяин, расколов надвое молодой дуб, пролезал вместе с животным через развилину. Из веревок и канатов делали петли, через которые проводили людей и животных, предполагавшихся околдованными. В Силезии кричащего без видимой причины ребенка заставляли пролезать между ступеньками лестницы.

Для того, чтобы вылечить мужчину от импотенции, откупоривали непочатый бочонок белого вина и прежде, чем дать ему выпить лили через обручальное кольцо его жены.

Завязывание узлов, скручивание петель также употреблялось для борьбы с колдовством. В Тироле для избавления от бородавок делали на нити столько узлов, сколько узлов, сколько было бородавок, и прятали ее под кровельным желобом. В Карантии лечили коров от порчи тем, что специальным образом завязывали двойные узлы на цепях, на которых держали коров в хлеву.

В Индии женщина покрывала белым платком лицо пациента и правой рукой, в которой она держала соль и горчицу, описывала над его головой семь кругов. Затем бросала в огонь соль и горчицу. Считалось, что влияние дурного глаза прекращается в тот самый момент, когда раздается сильный треск или запах.

В Каламбрии тот, кто чувствовал себя околдованным взглядом проходившего мимо него человека, должен был догнать глазевшего и напугать его либо громким криком, либо сообщением неприятного известия, пусть даже и вымышленного. Если колдуна удавалось напугать, чары теряли свою силу.

В Англии ребенка, попавшего под дурной глаз, несли до восхода солнца к кузнецу, у которого шесть поколений предков занимались той же профессией. Пострадавшего клали нагим на наковальню. Кузнец трижды заносил свой молот над ним, словно пытаясь расплющить его, и тут мягко опуская рядом свой инструмент. Малышу полагалось выздороветь в тот же день.

В Лангедоке, на юге Франции, одежду больного ребенка вешали на виноградный куст. В субботу, в полночь, колотили по ней что есть мочи веткой смоковницы, выбивая злых духов.

В Англии всякого, кто любил сидеть у огня и смотреть на него, подозревали в способности к сглазу. Была выработана специальная процедура для борьбы с такими людьми. Следовало взять каминными щипцами самый большой раскаленный уголь и сказать, все равно тихо или громко: «Господь с нами». Считалось, что это приводит колдуна в сильное замешательство, а его взгляд теряет силу.

В Египте прокалывали иглой лист бумаги, говоря при этом: «Это глаз такого-то завистливого». Затем бумагу сжигали.

Возникший в давние времена обычай ходить вокруг околдованного человека, животного или предмета объясняется представлениями о волшебных кругах, снимающих действие злых чар.

В Италии человеку, подозреваемому в способности к сглазу, показывали зубы или, также как в Греции, строили рожи. В Богемии трижды терли себе виски, в Германии проводили рукой по рту.

Для того, чтобы уберечься от несчастий в Париже и в Пенджабе поступали одинаково — начинали восхождение по лестнице с левой ноги.

Когда в Шотландии молодожены приходили домой после свадьбы, муж поднимал жену и переносил через порог. Этим он защищал жену от глаза.

Во Франконии, переезжая в новый дом, входили в него первый раз, пятясь спиной вперед.

Составитель О.В.Орлова

Обновлено: 22.07.2024 — 14:00

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *