О.В.Орлова. О сглазе, ведьмах и дурных приметах

Парапсихология в СССР. — 1992. — №1. — С.19-22.

Суеверия, связанные с так называемым дурным глазом, сопровождают человека на протяжении всей его истории. В различных вариациях сказки, саги, предания и мифы всех народов говорят о чудесных силах, которые даны человеческому глазу. Рассказами о них полны произведения древнегреческой и древнеримской литературы. Заговоры от сглаза есть в индийской «Атхарваведе», в сочинениях мусульман и буддистов.

В возможность непосредственно воздействовать взглядом на тело другого человека верили величайшие врачи Авиценна и Парацельс.

«Часто душа влияет на чужое тело так же, как на свое собственное, как, например, при воздействии дурным глазом» — писал Авиценна в книге «О природе».

Вера в то, что взгляд обладает таинственной силой, которая может причинять вред другим людям, домашним животным, растениям и даже неодушевленным предметам стара как мир и распространена среди всех народов Земли. По законам Двенадцати таблиц, составленным в V веке до нашей эры — одному из древнейших законов римского обычного права — виновный в сглазе мог быть приговорен к смертной казни. О дурном сглазе говорится в скандинавских сагах, арабских сказках, преданиях ацтеков, негров, австралийских аборигенов. Заговоры против него сохранились в дошедших до нас с незапамятных времен халдейских, индийских, персидских, египетских текстах.

В Евангелии от Марка сказано: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека».

В средневековой Европе не довольствовались пассивной защитой от завистливого ока с помощью талисманов и амулетов. Обладателей дурного глаза выискивали всюду и беспощадно сжигали на кострах. Уже в одном из декретов, появившихся в Х веке в немецком городе Вормсе, речь шла о женщине, которая взглядом и словом околдовывала и уничтожала гусей, павлинов, кур и поросят.

Процессов над ведьмами становилось все больше. Через некоторое время они охватили всю Европу. Требовалось научное обоснование выдвигаемых обвинений и оно не заставило себя ждать. Знаменитый философ и богослов Фома Аквинский (1225-74 гг.) занялся изучением чародейства и пришел к выводу, что вследствие сильного душевного напряжения происходят изменения и перемещения в элементах человеческого тела. Главным образом они связаны с глазами, которые посредством особого излучения заражают воздух на значительном расстоянии. Фома Аквинский был убежден, что взгляд, склонных ко злу людей, особенно женщин, ядовит и несет порчу. В первую очередь он вредит детям, отличающимся нежным телосложением и впечатлительностью. Святой Фома добавлял, что с божьего попущения или по какой-то другой скрытой причине не обходится здесь и без злобы дьявола, если женщина заключила с ним союз.

5 декабря 1484 года папа Иннокентий VIII обнародовал буллу, в которой говорилось, что в некоторых областях Германии многие лица обоего пола по наущению врага человеческого дерзают совершать бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений к погибели своих душ, к оскорблению божеского величия и к соблазну для многого множества людей.

Борьбу с ведьмами в Германии возглавили члены ордена доминиканцев профессора богословия Г. Инститорис и Я. Шпренгер, не только сами энергично руководившие расследованиями и казнями, но и составившие знаменитое руководство для инквизиторов, которое называлось «Молот ведьм». Издания этого руководства следовали одно за другим. «Молот ведьм» объяснял суть, причины и способы колдовства и, в частности, природу дурного глаза.

«Может случиться, — писали Г. Инститорис и Я. Шпренгер, — что мужчина или женщина, бросив взгляд на тело мальчика, производят в нем некоторые изменения с помощью дурного глаза, воображения или чувственной страсти. Чувственная страсть соединена с известным изменением тела. Глаза же легко воспринимают впечатления. Поэтому часто случается, что внутреннее дурное возбуждение дает им дурной отпечаток. Сила воображения легко отражается в глазах вследствие их чувствительности и близости центра воображения от органов чувств. Если глаза полны вредительских свойств, то может случиться, что они придают окружающему воздуху дурные качества. По воздуху они достигают глаза мальчика и через них его внутренних органы. В результате он лишается возможности переваривать пищу, телесно развиваться и расти. Опыт позволяет в этом воочию убедиться. Мы видим, что страдающий болезнью человек может временами своим взглядом навести порчу на того, кто на него посмотрит. Это происходит потому, что глаза, полные злых свойств, заражают воздух, через который заражаются и глаза того, кто на них посмотрит. Заражение передается по прямой линии… При этом воображение того, кто полагает, что может заразиться, имеет тут большое значение».

Прошли столетия прежде, чем всем стало ясно, что на кострах сжигали не ведьм и колдуний, а ни в чем не повинных женщин. Но вера в дурной глаз сохранилась и в наш просвещенный век. А раз люди боятся сглаза, они хотят знать, от кого он может исходить и поэтому стремятся отыскать внешние признаки, отличающие человека, которого следует остерегаться.

Не все люди, способные причинять зло своим взглядом, совершают это намеренно из зависти, ревности, мести или добиваясь какой-либо цели. Некоторые не ведают, что творят, и порой сами не догадываются какой страшной силой они наделены.

Дурным глазом может обладать и ребенок, еще не научившийся говорить. Любящий отец, нежная невеста, преданный друг, ученый, рабочий, священник — человек любой профессии, с любым воспитанием, характером и образом мыслей — никто не застрахован от того, что в какой-то момент он узнает, что против своей воли и желания он приносит несчастье оказавшимся рядом людям и животным. Нечаянно брошенным взглядом он может вдребезги разбить вазу или зеркало. И его попытки избавиться от этого дара безуспешны.

В одной средневековой «Демонологии» утверждалось, что губительные лучи могут исходить из закрытых глаз спящего и даже от слепого. Кроме того, бывают случаи, когда один глаз у человека «дурной», а другой самый обычный и никакого вреда никому не приносит.

Как же распознать обладателя дурного глаза? За многие века человечество накопило богатый опыт в борьбе с этим злом и нашло немало способов для решения этой задачи. Они различны у разных народов, но всегда предполагается, что человека с дурным взглядом выдают либо телесные изъяны, либо что-нибудь необычное и странное в облике и прежде всего — в глазах.

Уже древние греки и римляне остерегались людей, у которых подергиваются глаза, а также тех, кто страдает косоглазием. Опасались больших глаз навыкате и маленьких, глубоко сидящих. У народов, среди которых преобладают светлоглазые блондины, сторонились темноглазых, а там, где большинство составляют брюнеты, с опаской поглядывают на голубоглазых. И всюду настороженность вызывали люди, у которых радужные оболочки глаз окрашены в разные цвета. Боялись также людей с густыми и пышными бровями, а также тех, у кого брови срослись.

Г. Инститорис и Я. Шпренгер утверждали, что признаком колдовских занятий является неспособность плакать: «Ведьма, несмотря ни на какие увещевания, не может проливать слез. Окружающие должны внимательно наблюдать за ней. Но, чтобы добиться ее действительных слез, если она невиновна, судья или пресвитер должен возложить на нее руку и произнести: «Я заклинаю тебя горчайшими слезами, пролитыми нашим спасителем и господом Иисусом Христом на кресте для спасения мира. Я заклинаю тебя самыми горячими слезами преславной девы, его матери, пролитыми ею над его ранами в вечерний час, а также и всеми слезами, пролитыми здесь, на ее земле, всеми святыми и избранниками божьими, глаза которых бог отер от каждой слезы для того, чтобы ты, поскольку ты невиновна, пролила бы слезы. Если же ты виновна, то слез не лей. Во имя отца, сына и святого Духа. Аминь».

На Востоке потеря одного глаза считалась бесспорным признаком дурного взгляда. Логика при этом была довольно простая: во-первых, одноглазие никого не украшает, а во-вторых, одноглазый должен завидовать людям с двумя здоровыми глазами. В сказках и легендах различных народов силы зла нередко воплощает одноглазый великан.

Практически у всех народов подозрение вызывают рыжеволосые.

Считается, что обладателей дурного глаза может выдать и поведение. Они обычно меланхоличны, живут одиноко, в обществе спокойны и молчаливы, а оставшись в одиночестве говорят сами с собой и при этом жестикулируют.

Вера в то, что у старых, безобразных женщин дурной взгляд, была широко распространена во все времена. Уже Пифагор советовал оставаться дома и никуда не ходить, если у дверей встретилась уродливая старуха. Прусский король Фридрих II не сомневался в том, что околдован на день, если утром попадалась ему старая бедная женщина. В этом случае он предпочитал вернуться и отложить все дела до следующего дня.

В актах Парижской академии наук за 1739 год содержится такая запись: «Когда одна старая женщина приближалась к совершенно чистому зеркалу и проводила перед ним больше времени, чем необходимо, зеркало всасывало большое количество ее дурных соков, которые были собраны и анализированы. Химические исследования показали, что они очень ядовиты».

Способностью зрения, по понятиям язычников, наделяли человека боги света и добра; с недостатком и, еще более отсутствием этого дара, соединялась мысль о нравственном несовершенстве, лукавстве и злобе.

Обновлено: 24.07.2024 — 23:52

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *