В.С.Свечников. Левитация материальных объектов

Парапсихология в СССР. — 1992. — №1. — С.13-17.

На первой Всесоюзной конференции «Биоинформэнерго 89» профессор А.П.Дубров в своем докладе «Биологический вакуум и гравитация как основа экстрасенсорных явлений» изложил свою гипотезу о возможности левитации, т.е. парения или анти-гравитации, как следствии развития способности к эстеризации и выработке так называемого «биологического вакуума». В частной беседе автора с профессором А.П.Дубровым выяснилось, что профессор развивает свою гипотезу в предположении о невозможности достижения материальными объектами эффекта левитации с помощью простых, но малоизвестных приемов и средств.

Основываясь на концепции своего выступления на конференции «К вопросу об экспертизе феноменальных явлений на использование иллюзионных средств и приемов» автор делает попытку рассмотреть проблему левитации с этой точки зрения.

Наибольшей известностью и популярностью на протяжении столетий пользуются иллюзионные номера, в которых нарушается закон тяготения. Неослабевающее внимание, которое приковывают к себе подобные трюки, постоянные публикации во всех странах, повторяющиеся попытки создания новых номеров на эту тему, в которых множество самых разных предметов, включая и людей, явно летают или парят в воздухе, породили множество мифов, легенд, а в настоящее время и некоторые научные гипотезы, довольно далеко стоящие от реальных иллюзионных приемов и средств, позволяющих демонстрировать эти эффекты.

В первых описанных номерах исполнители (обычно они выступали в роли факиров или дервишей, либо таковыми и являлись) представали перед зрителями парящими в воздухе, но касающимися при этом рукой или локтями каких-то поддерживающих устройств [1]. В качестве этих поддержек использовались самые разнообразные предметы: шпаги и мечи, тросточки, бамбуковые удилища. Причем явно было видно, что эти тонкие стержни не могли бы выдержать веса исполнителя. Отсюда следовал, казалось бы, очевидный вывод, что вес факира уменьшился почти до нуля.

Но все эти поддерживающие устройства были на самом деле совсем не такими простыми и хрупкими, как это представлялось зрителям. Они были специально сконструированы, механически весьма прочны, и одним концом надежно закреплялись в земле или на каком-то основании, а другим соединялись с подобием упряжи, которая надевалась на тело, под костюм [2]. При некоторых специально созданных условиях становится незаметной и эта поддержка, выполненная из отполированного до зеркального блеска металлического стержня. Либо стойка маскируется материалом под цвет задника сцены. В этих случаях необходим тщательный контроль за освещением сцены, поскольку даже небольшие ошибки в установке источников света тут же уничтожают иллюзию.

До нашего времени используются все те же варианты стоек. Сейчас они несколько видоизменились, стержни меньших диаметров способны нести большие нагрузки. Изменились и виды маскировки. Вместо шпаг, тростей, иллюзионисты подчас используют куда более прозаические предметы: метлу, веник [3] или обыкновенный стул. Следует отметить оригинальный метод маскировки поддерживающей стойки в представлении американского иллюзиониста Дуга Хеннига — тонкий стержень маскируется множеством водяных струй, которые на глазах зрителей поднимают в воздух «загипнотизированную» ассистентку.

Когда убираются все поддержки и ассистентка просто повисает в воздухе, как правило, используется горизонтальная изогнутая поддержка, которая проходит за ассистенткой, огибает тело исполнителя, стоящего сзади, и уходит в пол сцены, замаскированная ногами исполнителя [4]. Иногда для маскировки используются кушетки, пьедесталы и т.п. Техническое развитие этого принципа привело к созданию аппаратов, обеспечивающих не просто парение фигуры в воздухе, но и ее медленный подъем и спуск. Под сценой располагается механизм, устроенный по принципу домкрата [4,2], как правило, он имеет конструктивное решение в виде рычага или лебедки с блоком. Изогнутая конструкция поддержки позволяет исполнителю провести один или одновременно два обруча вокруг парящей в воздухе фигуры ассистентки.

В настоящее время в каталогах иллюзионной аппаратуры [3,5] и в выступлениях многих зарубежных иллюзионистов, например, в программе индийского иллюзиониста П.Соркара, американских исполнителей Зигфрида и Роя и других, появляется иной аппарат, демонстрирующий левитацию. Ассистентка, накрытая легким покрывалом, воспаряет на высоту нескольких метров над головой исполнителя, а затем исчезает в воздухе. Вся конструкция значительно упрощена и облегчена, поскольку парит в воздухе не ассистентка, а лишь проволочный каркас, имитирующий форму ее тела. Обмен ассистентки на каркасную конструкцию происходит на столе или на кушетке, в тот момент, когда исполнитель покрывает ее большим платком. Каркасная конструкция поднимается вверх с помощью тонких черных нитей. Эти нити могут иметь цвет, соответствующий цвету задника сцены, тогда они будут совершенно незаметны.

Фигура, накрытая платком, поднимается на значительную высоту. Когда исполнитель сдергивает внезапно покрывало, фигура исчезает в воздухе, поскольку проволочный каркас также окрашен под цвет задника сцены.

Принцип использования «невидимых» нитей получил в последнее время самое широкое распространение для левитации разнообразных предметов: горящих электролампочек, стаканов с молоком, платков, тростей, свечей, воздушных шаров, шляп и даже кастрюль. Это стало возможным благодаря появлению современных весьма прочных синтетических нитей, имеющих разнообразную окраску и настолько тонких, что они неразличимы даже с расстояния в несколько сантиметров. Такие нити широко рекламируются западными каталогами иллюзионной аппаратуры [5]. Единственным ограничением во всех этих примерах левитирующих объектов будет соответствие прочности нити и веса объекта. Поэтому чаще применяют не натуральные объекты, а иллюзионные, т.е. имитацию из легких материалов. Для парения легких предметов в редких случаях используют еще два принципа: давление воздушной струи и отталкивание одноименных полюсов магнитов. Редкое применение этих принципов обусловлено сложностью и малой эффективностью используемой техники.

В таблицу 1 сведены основные технические принципы, позволяющие реализовать эффект левитации материальных объектов.

Таблица 1.

1. Видимая подпорка, по внешнему виду явно недостаточная для покоящегося на ней веса объекта.

2.      Скрытые подпорки.

2.1.   Скрытая подпорка в аксессуарах  —  сбоку или сзади.

2.2.   Маскировка подпорки за счет зеркального отражения.

2.3. Маскировка подпорки, проходящей сквозь задник сцены самим левитирующим объектом.

2.4.  Маскировка подпорки телом исполнителя.

2.5.  Маскировка подпорки материалом под цвет задника сцены, принцип «черного кабинета».

3.    Применение «невидимых» нитей.

3.1. Подмена тяжелого объекта его каркасной формой.

3.2. Подмена тяжелого объекта его легкой имитацией.

3.3. Использование отделяемой легкой части от массивного объекта.

4.    Использование магнитов.

5.    Контролируемый или смещаемый центр тяжести.

6.    Давление воздуха.

7.    Воздушная струя.

8.    Объект катапультируется или подбрасывается вверх.

В таблице собраны все существующие на сегодняшний день, вполне материальные, но скрываемые весьма тщательно исполнителями от зрителей технические идеи, воплощающие эффект левитации. Разумеется эти технические идеи могут иметь множество различных конкретных технических решений. Но в любом случае, на взгляд автора, при появлении сообщения о зарегистрированном очевидцами эффекте левитации, построению научных гипотез должна предшествовать тщательно проводимая объективная научная экспертиза на возможность использования для реализации эффекта иллюзионных средств и приемов.

Литература:

1. А.Вадимов, М.Тривас. От магов древности до иллюзионистов наших дней. — М.: Искусство, 1979. — 271 с., 31 л.ил.

2. А.Вадимов. Фокусы на клубной сцене. — М.: Издательство ВЦСПС, Профиздат, 1959. — 239 с.

3. Owen Magic Supreme. 734 N. McKeever Ave. Azusa, CA 91702., — 1984, 164 p.

4. P. Osborne’s Illusions Systems, Dallas, Texas, USA, 1986, Book Four., — 136 p.

5. Louis Tannen, Inc. No 15. Catalog of Magic, N.Y., 1985, USA, — 791 p.

Обновлено: 22.07.2024 — 16:35

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *