Парапсихология и психофизика. — 1992. — №5. — С.3-19.
В статье рассмотрены теоретические и экспериментальные основы традиционных методов народной медицины, объединяемых под общим названием пси-терапии. Особое внимание уделено биоэнергополевому методу диагностики и лечения, его физическим, психофизиологическим и личностно-социальным аспектам. Отмечается важность энергоинформационного подхода в научном изучении проблемы пси-терапии.
Введение
Медицина как наука о здоровье человека существует на протяжении многих сотен лет. За это время ею разработаны и проверены разные диагностические, оздоровительные и лечебные средства и самые различные методы, способы и приемы врачевания. Среди них одно из важных мест занимают методы народной медицины, основанные на многовековом жизненном опыте людей и связанные с необычной способностью особо одаренных из них лечить больных с помощью мысленного, зрительного, звукового, словесного, тактильного, дыхательного, светового, раздражающего (укол, прижигание) воздействия. Эти методы, традиционные для народной медицины и нетрадиционные для классической современной медицины, настолько разнообразны, что их невозможно описать в одной статье.
Диапазон народных методов лечения очень широкий и включает в себя все, начиная от простонародного поверья в «сглаз», «заговор» в европейских странах и ритуального лечения барабанным боем в африканских странах до камлания сибирских и американских шаманов и трансцендентальной медитации, проводимой в аюрведических центрах. Указанные методы и способы народной медицины, обозначаемые нами общим термином пси-терапия, поскольку они связаны с паранормальными способностями людей, имеют различные механизмы действия.
Среди этих методов выделяется особая группа, отличительной способностью которой является энерго-информационный характер воздействия, проводимый на разном расстоянии (дистантно) от тела человека. Этот метод дистанционной биоэнергополевой и информационной диагностики и лечения (БЭИДЛ) получил в настоящее время большое распространение. Но его применение вызвало резкую критику со стороны различных специалистов-врачей, физиков, философов, поскольку до сих пор он недостаточно научно обоснован, строго не доказан и, по их мнению, связан с суеверием, мистикой и граничит с оккультными воззрениями на человека и природу [1].
В настоящей статье рассмотрены различные аспекты БЭИДЛ и проведено доказательство научной валидности данного метода, что частично уже было сделано ранее [1]. Основным препятствием, затрудняющим признание БЭИДЛ современной наукой, является, прежде всего, то, что экстрасенсы-целители, проводящие диагностику и лечение на основе только субъективных ощущений, определяют «биополе», «биоэнергию», «ауру» и другие биофизические параметры и пользуются этой терминологией, не имеющей должного научного объяснения. Но, как известно, из сообщений печати, все это не мешает успешному лечению людей. так что эффективность БЭИДЛ подтверждается на практике, хотя механизмы действия остаются неизвестными. Поэтому необходимо выяснить причины этого явления, разобраться в его физических особенностях и понять психологические аспекты, то есть выяснить его теоретические основы. По этому поводу мировой авторитет в области эволюции Д.Симпсон заметил, что «… Факты не имеют значение для науки, если они не поняты. Но они могут быть поняты только при их теоретическом истолковании» [1a].
1. Теоретические аспекты
На протяжении всего периода своего развития наука была ареной ожесточенных споров, борьбы мнений и взглядов по вопросу о взаимоотношении двух сущностей в человеке — материальной и духовной, тела и души. Споры и дискуссии о примате физического или психического в человеке продолжаются до сир пор, отражая, в конечном счете лишь огромную сложность самой природы Человека и живого вещества вообще. Философские аспекты этой проблемы уже неоднократно обсуждались учеными и не привели к определенному выводу в силу трудностей изучения и объяснения психических явлений [2,3a,4,5a,б,17].
В психологии, науке о душе, сознании и бессознательном, до сих пор остается неизвестной природа мысли, первоосновы всех психических явлений и процессов. Признано, что мыслительная и психическая деятельность имеют не физическую природу, а представляют собой следствие и отражение нейрофизических, физико-химических реакций и процессов, происходящих в головном мозгу человека. Даже прогрессивные философы, искренние сторонники научного изучения парапсихологии, указывают на то, что «… психическим явлениями нельзя приписывать энергию, пространственные свойства…» и поэтому «…неверно говорить о передаче мысли, психического образа на расстоянии. В точном смысле на расстояние передается не мысль или психический образ, а информация [2,c.51,53]. Подобное внимание сущности психических процессов затрудняет изучение фундаментальных проблем психологии, психофизики и пограничных с ними областей, как например, пси-терапии и, в том числе, способности человека к БЭИДЛ. Психокинетика, психоэнергетика, дальновидение человека являются доказанными явлениями. Их реальность требует нового взгляда на закономерности, существующие в природе, то есть смены научной картины (парадигмы) мира [1,3,4,5] и, прежде всего, признания физической природы мысли, ее специфической материальности [5a,б]. Анализ пси-явлений показывает, что их физическая основа имеет необычную биогравиатационную природу, тесно связанную с энергией физического вакуума [1,10]. Механизмы образования, передачи и трансформации пси-энергии до настоящего времени неизвестны. Для их выяснения необходимо создание нового интегративного знания в рамках когнитивной физики, изучающей психику человека на совершенно новых принципах, выдвигаемых квантовой физикой [3a,4]. Но решение должно быть основано на логике научного познания: если есть явление, то должны быть причины и силы, вызывающие его. Поэтому, независимо от того, с каких бы позиций ни рассматривать проблемы пси-терапии, любому исследователю необходимо ответить на следующие основные вопросы: каковы действующие агенты (физические и психические факторы); какие имеются каналы (способы) передачи энергии, полей и информации и каковы физические характеристики этих полей и энергий.
2. Биофизические аспекты
В настоящее время благодаря успехам в психонейроэндокринологии, психосоматитческой регуляции, парапсихологии и исследованиям психоэнергетических процессов при пограничных состояниях (йога, дзен) намечены некоторые пути к рациональному пониманию проблемы [5a,б,7a,10в,г]. Этому способствовало, прежде всего, введение в биологию человека квантово-механических представлений [10б], что позволило по-новому рассматривать понятия биологического пространства и времени, полей и энергий, принципов функционирования и законов сохранения, действующих в живых системах, высшим воплощением которых является человек и его психическая деятельность [3,4,9].
Природа человека при таком взгляде представляется во всей его полноте, целостности и единстве с окружающим миром и присущими ему закономерностями информационного энергообмена [5]. Рассматривая с этих позиций механизм пси-терапии, следует признать, что они тесно связаны с психической деятельностью человека и его резервными (скрытыми) возможностями. Эти способности человека проявляются спонтанно или включаются благодаря специальному обучению и направленности целителя на лечение людей [6,7,7a,б,8,9,10в].
В последние годы получены убедительные доказательства существования пси-энергии и поля, научно подтверждены различные психокинетические явления, левитация, возможность человека к дальновидению и дальнодействию [1,3,4,17,20]. Биофизические исследования способности целителей к БЭИДЛ выявили связь эффекта лечения с состоянием биоэнергетических систем чакр и акупунктурных точек [5,8,9]. Указанные исследования подтвердили реальность образования в чакрах психической энергии и ее дальнейшую трансформацию в разные виды полей и энергии, а также ее тесную связь с биоэлектрическими процессами в организме и нервной системой.
Необходимо отметить, что в своем большинстве настоящие целители являются людьми с сильно выраженным биополем, биоэнергетикой. Они способны к проявлению своеобразного психокинеза — биопритяжения, во время которого происходит самопроизвольное удержание на теле предметов, различных по качеству, весу и форме [11]. Это явление устойчиво воспроизводится в любых опытных условиях у взрослых людей и детей.
Исходя из всего сказанного выше следует, что БЭИДЛ как одно из проявлений экстрасенсорных способностей человека получает вполне определенное научное обоснование и объяснение. В этом явлении участвуют и сочетаются поля и энергии, уже известные физике и новые, к открытию которых вплотную подошла современная наука. Их тесная связь с деятельностью мозга не вызывает сомнения, а специфическая их особенность состоит в том, что, порожденные мысленным усилием, они являются пограничным образованием, объединяющим микро- и макро-квантовые процессы и явления в живом организме [4,10,10б,г].
В настоящее время получены доказательства, что при БЭИДЛ происходит реальное биоэнергоинформационное и полевое воздействие целителя и коррекция функционального состояния организма пациента, минуя обычные сенсорные каналы связи между ними. На это указывают примеры успешного лечения целителями больных, находящихся в клиниках длительное время в коматозном состоянии, вызванном травматическим, операционным шоком или вирусной инфекцией (клещевой энцефалит), а также многочисленные случаи лечения детей грудного возраста опыт филиппинской хирургии [7a,б,10в,11a] и т.д.
При анализе биоэнергоинформационных механизмов БЭИДЛ следует учесть, прежде всего, высокую чувствительность организма человека и нервной системы в особенности к слабым электромагнитным полям [12a]. Как показывают биофизические исследования, за нижнюю границу информационного действия можно принять пороговую чувствительность человека, равную 10-19Дж (рецепторы слуха и зрения) или 10-12Вт/м2 плотности потока мощности (звуковой и световой стимул). Чувствительность человека к электромагнитным полям того же порядка и к электростатическому полю составляет 5*10-4Вт/м2 [13].
В то же время исследования квазиэлектретного эффекта у человека показали, что напряженность электростатического поля на расстоянии 5-10 см. от тела составляет от 1 до 100Вт/м2 [14,15], превосходя на несколько порядков пороговые дистанционные значения чувствительности. Следовательно, проводимое целителем дистанционное лечение руками вполне можно объяснить электростатическим действием на чувствительные рецепторы кожи (потенциал на ладонях может быть 0,1-0,3В). Поэтому следует учитывать в этих процессах роль зон Захарьина-Геда, являющихся проекцией внутренних органов на теле человека [16]. Все проекционные зоны связаны с состоянием внутренних органов и при заболевании в них отмечаются изменения электрического потенциала, интенсивности инфракрасного излучения, температуры и других показателей.
Сообщено также [16a], что в особых проекционных зонах тела человека (чакрах) и на руках в обычном (спокойном) состоянии отмечено наличие ионизирующих излучений (мощность дозы составляет 20-321 мрад/сутки) в десятки и даже сотни раз превышающих мощность фоновых излучений окружающей среды (около 1 мрад / 5 суток). В условиях активного состояния организма (посылка энергии по определенной программе) мощность дозы возрастает на 2-3 порядка по сравнению со спокойным состоянием. Например, излучение правой руки в спокойном состоянии составляло 20 мрад/сутки, а в активном состоянии она увеличивалась до 7-8,8*103 мрад/сутки. Проведенное исследование показывает, что целитель своими руками может оказывать определенное радиационное воздействие. Это исследование согласуется с опытами, выполненными японским исследователем Х.Мотоямой [8,9].
На основе многолетних тщательных биофизических (электрофизиологических) исследований им показано, что дистанционное воздействие рук целителя при пси-терапии вызывает существенные изменения в чакрах и акупунктурных точках, являющихся биоэнергетическими системами организма человека [8,9]. Характерно, что эти изменения отражаются на состоянии симпатической нервной системы. Указанные исследования, проведенные Х.Мотоямой, представляют собой наиболее обстоятельное изучение пси-энергии, излучаемой через руки целителей, и ее действие на акупунктурные точки, а через них на таламические ядра головного мозга.
3. Психофизиологические аспекты
Прежде всего, необходимо отметить важную роль интуиции при постановке целителем первичного диагноза. При первой встрече с пациентом целитель даже без расспросов, как правило, моментально составляет свой интуитивный диагноз. Именно он является основой для всех действий целителя и впоследствии он лишь корректируется в зависимости от эффективности и хода лечения. Естественно поэтому рассматривать интуитивный диагноз, подобно всякой интуиции, как психоэвристический феномен, связанный с бессознательными процессами и отражающий одну из форм психической деятельности целителя [9a-в,10в,11а].
Методы и способы пси-терапии очень многочисленны и вследствие этого у них разные механизмы действия. Их следует рассматривать на основе достижений современной медицины и обязательно принимая во внимание пару «целитель — пациент». Известно, что главный вклад в патогенез основных заболеваний вносят три фактора — нарушение нервной системы (психосоматические, нервно-психические заболевания), инфекции (вирусная, бактериальная, грибковая), гормональные нарушения (наследственные и приобретенные). Следовательно, механизмы действия пси-терапии следует рассматривать с учетом указанных факторов. Эти механизмы можно разделить на следующие основные группы (табл.1).
Табл. 1
Возможные механизмы действия пси-терапии
1. Психотерапевтическое влияние
1.1. Гипноз
1.2. Суггестия
1.3. Нейро-гуморальное действие
1.4. Ребефинг
2. Биоэнерго-информационное влияние
2.1. Энергетическое действие
2.1.1. Биоэлектромагнитное (ИК-, СВЧ-, КВЧ-диапазон)
2.1.2. Биоэнергетическое (чакры, акупунктурная система)
2.1.3. Антиинфекционное (биоцидное, биостатическое)
2.2. Энергоинформационное действие
2.2.1. Ближнее резонансно-полевое действие
2.2.2. Дистанционное энергоинформационное влияние
2.2.3. Контактное (опосредованное) энергоинформационное воздействие
(руки, вода, масло, предметы).
Кратко поясним сущность перечисленных механизмов энергоинформационного действия и приведем некоторые наиболее убедительные доказательства в пользу их существования, полученные в последнее время.
Первая группа механизмов связана с психотерапевтическим воздействием и с ведущей ролью нервной и эндокринной систем в гомеостатическом регулировании организма в норме и при патологии [7a,10a]. Целители могут эффективно помогать в лечении больных с неврозоподобными, невротическими, депрессивными состояниями, психоастенией. Известно, что у больных неврозами и нарушенной психосоматикой отмечается снижение функционального состояния коры головного мозга и патология внутренних органов, эндокринных желез, находящихся под контролем нервной системы.
Если целитель обладает мощным полем и энергетикой и является ярко выраженной волевой личностью с четким положительным эмоциональным настроем, то его психотерапевтическое воздействие на пациента будет очень сильным. Этому способствует также то, что примерно одна четверть даже здоровых людей в любой популяционной выборке (не говоря уже о больных) принадлежит к гипнабельным и, следовательно, легко поддается гипнотическому и суггестологическому влиянию. Психосоматические нарушения очень распространены среди населения и поэтому эффективность лечебного действия целителей у этой категории больных будет всегда высокой.
Примерная схема механизма действия целителя на пациента в этом случае аналогична лечению стресса и неврозов методом биологической обратной связи и может быть следующей [12]. При полевом и сенсорном воздействии целителя на пациента у последнего возникает фазовое гипнотическое состояния, промежуточное между сном и бодрствованием, подкрепляемое иногда словесным раппортом и суггестией. Это открывает возможность перестройки невротического статуса пациента и, следовательно, к корректировке его психического состояния. По-видимому, основным здесь является рефлекторный центральный кортикофугальный контроль, ведущий к уравновешиванию корковых процессов и, как следствие этого, к снижению возбудимости гипоталамо-лимбико-ретикулярных центров, уменьшению эмоциональной напряженности и к улучшению самочувствия пациента.
Одновременно с этим, поскольку воздействие целителя (независимо от канала проведения сигнала) достигает гипоталамуса, координирующего вегетативные, гормональные и моторные функции, происходит усиление деятельности симпатической и парасимпатической нервной системы за счет высвобождения в кровь норадреналина и адреналина. Кроме того, у пациента активизируются функции эндокринных желез благодаря действию гипоталамуса на заднюю долю гипофиза, выделяющего различные тропные гормоны — гонадотропин, тиреотропин, адренокортикотропин, стимулирующие и мобилизующие все функциональные системы организма. Не исключено также выделение различных рилизинг- и ингибирующих факторов, разного рода нейропептидов, действующих на опиатные рецепторы (эндорфины, энкефалины), оказывающие обезболивающее действие.
Как видно из сказанного, первая группа механизмов является существенной для пси-терапии, связанной с ритуальным лечением, глубокой верой целителя и пациента в избавление на основе религиозного чувства, веры в особые духовные силы, действующие в окружающем нас мире.
Особый интерес вызывают случаи и механизмы БЭИДЛ, проводимые целителями на большом расстоянии от пациента, измеряемом десятками и сотнями километров. Имеющиеся исследования указывают на реальность взаимодействия между людьми, когда они (индуктор и реципиент) находятся вне поля зрения друг друга [3,4,17]. В их числе исследования, в которых изучали влияние дистантно произносимых молитв на растения [16б] и больных людей, находившихся под наблюдением в больницах и не подозревавших, что они являются предметом воздействия со стороны молящихся [18,18a]. Имеются сообщения (работы С.Шварца, Д.Чопры (США)) о влиянии массовой медитации в аюрведических центрах США на состояние криминогенной обстановки в данном городе и его окрестностях (личное сообщение), дистантное лечение людей от укусов смертельно ядовитых змей и т.д.
Подобного рода наблюдения выдвигают необходимость пересмотра научных представлений о структуре и взаимосвязях окружающего мира. Уже выдвинута плодотворная гипотеза о роли сознания в природе и энергоинформационном обмене на основе частиц и волн сознания [3].
Энергоинформационный механизм действия был известен давно и его наглядным проявлением было кумулятивное биоэнергетическое влияние произведений искусства и предметов религиозного культа, являющихся символами веры (святые иконы, мощи, вода, скульптура и др.). Последующие научные исследования показали, что мысленное воздействие, опосредованное через руки целителя, способно изменять физические свойства воды, оказывать различное влияние на бактерии, растения, животных [19-24]. Реальность мысленного усилия целителя изменять физические параметры воды была подтверждена при изучении ее спектров поглощения в инфракрасной области, отражающих характер ковалентных и водородных связей молекул воды [19]. В многочисленных опытах показана способность энергоинформационного (мысленного) воздействия целителя влиять на рост и развитие бактерий [22], их генетические свойства [23] и движение [24], на грибковую флору [21], растения и животных [20] и т.д.
Исходя из этого весьма краткого перечня серьезных научных наблюдений и исследований можно заключить, что целитель способен направленно воздействовать на воспалительные очаги в организме, влиять на мозг человека в целом и его отдельные структуры; поэтому есть все основания признать пси-терапию в качестве реального комплексного метода диагностики и лечения.
4. Влияние физических факторов среды
Организм человека, как целителей, так и их пациентов, тесно связан с окружающей средой. Гелио-геофизические факторы оказывают большое влияние на функционирование человеческого организма как в норме, так и особенно при его заболевании [25-27]. В цитируемых работах обобщены многочисленные научные исследования о влиянии солнечной и геомагнитной активности, смены лунных фаз, атмосферного электричества, секторной структуры межпланетного магнитного поля на состояние здоровья больных и здоровых людей.
О влиянии солнечной активности на психическое состояние людей давно было указано в обстоятельных работах всемирно известного ученого А.Л.Чижевского, проследившего на огромном медико-статистическом материале тесную связь частоты возникновения психических и нервных заболеваний, в том числе массовых психозов, с динамикой солнечной активности [27].
Исходя из вышесказанного, массовое увлечение экстрасенсорикой и широкое распространение БЭИДЛ можно объяснить с позиций гелиобиологии и гелиомедицины. Если проследить за изменением индекса Вольфа, отражающего уровень солнечной активности, то видно, что он вновь сильно возрос (табл.2).
Как видно из приводимых данных, наличествует тесная связь между указанными показателями: увеличение количества разного рода психических заболеваний и солнечной и геомагнитной активности.
Динамика солнечной и геомагнитной активности за период 1980-1991 г.г
Годы | Индекс Вольфа | Индекс аа | Радиоизлучение 2800 МГц | Число психических больных[1] | ||
РСФСР | Москва | С-Петербург | ||||
1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 | 154,6 140,4 115,9 66,6 45,9 17,9 13,4 29,4 100,2 157,6 142,1 149,6 | 18,1 24,4 34,2 29,1 28,5 22,3 20,9 19,0 22,5 31,0 26,6 — | 198,5 202,6 175,3 119,6 101,1 74,7 74,1 85,3 141,0 213,7 189,6 211,2 | 17,9 18,4 18,8 18,8 19,2 20,6 21,7 20,8 14,7 26,8 26,8 25,4 | 18,0 18,5 21,3 19,5 20,6 20,4 21,1 18,9 10,3 49,4 47,8 41,6 | 30,1 29,4 38,3 30,6 30,4 27,1 29,1 15,2 13,2 33,2 31,5 — |
[1] Число психических больных, взятых впервые в жизни под наблюдение психиатра на 10 тыс. человек населения.
Примечания: 1) данные о солнечной и геомагнитной активности взяты из журнала Solar and Geophysical Data, N.560, p.1, 1991;
2) радиоизлучение 2800 МГц (10,7см).
3) в 1987 г. — смена формы учета больных;
4) сведения по числу психических больных получены из отдела внебольничной психиатрии и организации психиатрической помощи (рук.проф.Гурович И.Я.) Моск. Нии Психиатрии МЗ РСФСР (дир. проф. Ковалев В.В);
aа — Индекс геомагнитной активности (авроральный индекс);
Поэтому можно предположить, что появление большого числа людей, занимающихся БЭИДЛ и способных к психокинезу (биопритяжение предметов к телу), тоже является следствием влияния повышенной солнечной деятельности на психическую активность людей, выражающуюся в самых различных формах.
5. Личностные и социальные аспекты
При рассмотрении проблем пси-терапии следует обратить внимание на личностные и социальные мотивы и факторы в деятельности целителей. Эта сторона народной медицины требует особого подхода и тщательного психологического анализа и поэтому в данном сообщении освещена лишь кратко.
Несомненно, что каждое медицинской учреждение или организация, использующие в своей работе труд целителя, должны составить себе предварительно представление о нем. Личность целителя должна быть оценена с разных позиций и ей необходимо дать оценку со стороны нравственности, морально-этических качеств, мотивации и критериев деятельности, достоверности лечения и т.д. Одним из основных вопросов при этом является изучение личности человека-целителя, который избирает себе этот вид деятельности в качестве своей профессии.
Особое значение в становлении специалиста в области пси-терапии имеет наследственность: у большинства целителей среди прямых родственников старшего поколения обязательно кто-либо занимался этим видом лечения. В многодетных семьях склонность к целительству замечают в детстве и обычно избранный ребенок посвящается со временем в секреты мастерства лечения и поэтому во многих случаях пси-терапия становится семейной традицией и передается из поколения в поколение.
Необходимо отметить, что в последнее время ряды целителей стали пополняться из двух общественных групп — лиц, перенесших клиническую смерть, и так называемых контактеров с НЛО. Врачебные обследования таких пациентов показывают, что лица, бывшие в таком состоянии, резко изменяют свой психосоматический статус. Это, прежде всего, сказывается в том, что в их сознании укрепляется вера в необходимость жертвенного служения людям, раскрываются их лучшие душевные качества, появляется высокая степень экстравертизма и т.д.
Как показывает анализ, первичным толчком к занятиям БЭИДЛ у большинства опрошенных целителей были физическая или психическая травма или перенесенное тяжелое заболевание. Болезнь и связанное с ней страдание заставляет человека пересмотреть свое предыдущее поведение, образ жизни и открывает ему пути к критической оценке самого себя и намечает новую линию в его развитии. По этому поводу Г.Селье справедливо отметил: «Бедствия мобилизуют все лучшее в человеке» [21]. Последствия болезни, травм и стресса, запечатленные в подсознании, впоследствии получают образное выражение в виде внезапного озарения наяву или откровения во сне, во время которых человек, будущий целитель, осознает свое настоящее призвание лечить людей [7a,б]. У него происходит смена ментальности и полученный бессознательный императивный сигнал («Теперь ты поправился и будешь лечить людей!») становятся главным лейтмотивом всей жизни и деятельности человека.
В дальнейшем это стремление трансформируется в определенную форму поведения, сочетающую получение медицинских знаний, поиски единомышленников и обучение в специальных школах или на курсах с целью получения соответствующего диплома, свидетельства или сертификата, подтверждающих овладение методикой БЭИДЛ. Во время этого процесса, занимающего несколько лет, раскрываются альтруистические качества целителя (душевность, сострадание, любовь к больным) укрепляется вера в личностном и социальном предназначении и, что очень важно отметить, возникает «…потребность в более высоком уровне функционирования» (подчеркнуто автором цитаты — А.Д.) [29]. Поэтому некоторые из наиболее одаренных целителей стремятся к созданию собственных исследовательских центров, считая, что им будет доступно решение фундаментальных проблем современной науки в рамках ограниченного творческого коллектива.
Здесь следует специально остановиться на вопросе применения метода массовой пси-терапии. Естественно, что успех целителя вызывает восторженные эмоциональные реакции у пациентов и укрепляет его собственное мнение о своей силе и безграничных возможностях лечения. Впоследствии это приводит ряд сильных и всесторонне одаренных целителей к проведению широких показательных сеансов биоэнергополевого лечения с участием большого количества людей. Во время такого массового психолого-терапевтического лечения людей на стадионах, в концертных залах или по телевидению создается наэлектризованная обстановка, ожидание чего-то сверхъестественного, свершения чуда и даже религиозного экстаза. Благодаря сопровождающему действию соответствующим образом подобранной музыки, способствующей медитативному расслаблению и погружению, а также гипносуггестологическому воздействию целителя, возникает большое психическое напряжение, оканчивающееся у большинства присутствующих на сеансе наступлением состояния катарсиса. Коллективная вера в исцеляющее действие целителей запускает у присутствующих на сеансе людей сложную цепь неконтролируемых нейрофизиологических и нейрогуморальных реакций. Они вызывают неадекватное поведение больных, а также различные соматические проявления, как то — усиление роста волос на теле, изменение их цвета, исчезновение келоидных рубцов, резкое похудение, сомнамбулический сон, ступор и т.д.
Следует отметить, что при таких гипносуггестологических сеансах нарушается биологическая обратная связь, обычно устанавливающаяся между врачом и больным. Следовательно, исчезает возможность правильной оценки врачевателем состояния больного и последующей корректировки его лечения, что ведет к непредсказуемым последствиям. Поэтому такой способ проведения массовой пси-терапии подвергся справедливой критике со стороны самых различных специалистов, приведших убедительные доказательства его несостоятельности с медицинской и морально-этической точки зрения как неконтролируемого психического воздействия на личность человека.
Возражение против массовой телевизионной психотерапии могут быть следующими: самореклама, обращение к массовому сознанию различных категорий людей (по уровню ментальности), отрицание индивидуального подхода к больному, внушение идеалистических представлений больному, панацейный характер, сознательное замалчивание отрицательных результатов, пренебрежение интересами пациентов.[31].
В заключение необходимо заметить, что побудительными мотивами социальной деятельности лиц, занимающихся БЭИДЛ, может быть еще кажущаяся легкость в овладении этим методом, чему способствует издание разных руководств и наличие школ и курсов по обучению этому методу. Немалую роль играет также большой дефицит в стране врачебных кадров, огромное количество больных людей, нуждающихся в медицинской помощи и, конечно, сопутствующие всему меркантильные интересы. В свою очередь массовое увлечение людей пси-терапией связано с их желанием получить быстрое и легкое избавление от болезней, душевных и физических страданий и вера в возможные чудодейственное исцеление, основанная на феномене надежды [11a,18a,29,30]. Это очень важный аспект в БЭИДЛ, требующий серьезного изучения, поскольку «…В нем заложена и вера больного в свое выздоровление и вера в целителя и его метод» [30].
Перспективы и заключение
На основе всего вышеизложенного можно придти к заключению, что реальность широко распространенных методов и способов народной медицины не должна подвергаться сомнению. В дальнейшем необходимо научное изучение их первичных механизмов действия и апробация в специализированных медицинских учреждениях. Как видно из приведенных данных механизмы пси-терапии могут быть разными и включать в себя участие как известных сенсорных систем, так и новых видов рецепции и связи, основанных на скрытых способностях человека.
Благодаря совместным комплексным исследованиям медиков и биофизиков, психологов и физиков здесь открываются большие перспективы в познании резервных возможностей организма человека и новых видов полей и энергий, действующих в нем. В дальнейшем это поможет развить на научной основе методы и способы оказания срочной энергоинформационной скорой помощи людям, находящимся в экстремальных ситуациях, удаленных на большие расстояния как на Земле, так и в Космосе, при акутных состояниях больных, требующих немедленного вмешательства (укусы ядовитых змей, острое отравление и т.п.), при быстром выведении больных из коматозного состояния и т.д.
Вместе с тем специализированным научным лабораториям необходимо разработать уже сейчас систему критериев и показателей для оценки и отбора наиболее одаренных целителей, определения и изучения особенностей их лечебного воздействия, характера и силы их биополей. Необходимо дать рекомендации медицинским учреждениям по устранению контактов больных людей с теми лицами, которые безосновательно заявляют о своей способности к БЭИДЛ. Следует сделать так, чтобы целительством занимались люди, пришедшие в народную медицину по истинному призванию, у которых это стало настоящей душевной потребностью, а не модным и доходным увлечением. Возможности и перспективы пси-терапии поистине безграничны и они требуют к себе пристального внимания ученых.
Литература
1. Дубров А.П., Пушкин В.Н. арапсихология и современное естествознание.-М.: Соваминко, 1989.
1а. Симпсон Д.Г. Темпы и формы эволюции. М: Ин. лит-ра, 1948, с.25.
2. Дубровский Д.И. Загадочные явления психики в зеркале философской публицистики.-Философские науки, 1987, N.10, с.49-63.
3. Jahn R., Dunne B. Margins of reality.-San Diego-N.Y.& Harcourt Brace Jovanovich Publ.,1987.
3a. Davies P.C.W., Brown J.R.The ghost in the atom. N.Y.Cambridge Univ.Press, 1980.
4. Puharich A. (ed.) The Iceland Papers. Select papers on Experimental and Theoretical Research on the Physics of consciousness.-Amherst:Essentia research Assoc., 1979.
5. Sabetti S. The wholeness principle. Exploring Life Energy Process.-Sherman Oaks:Life Energy Media, 1986.
5a. Evans H.(ed.) Frontirs of Reality: where science meets the paranormal. Wellingborough, Northamtonshire, Eng., Aquarian Press, 1989.
5б. Stenger V.J. Physics and Psychics: The search for a world beyond the senses. Buffalo, N.Y., Prometeus, 1990.
6. Поляков В.Б. Практикум экстрасенса, ч.I,II.-С.-Петербург, март 1991.
7. Левинсон Ю.М., Зинченко В.Г., Виноградов М.Ю., Новицкий О.П. Основы биоэнергетической диагностики и лечения. М:Рос-Маркетинг, 1991.
7a. Benor D.J. Research in psychic healing. In: Shapin B., Coly L.(eds.) Current trends in Psi Research. N.Y. Parapsychology Foundation, 1986.
7б. Carlson R., Shield B. (eds.) Healers on Healing. Los Angeles. CA, Jeremy P. Tarcher, 1989.
8. Motoyama H. Science and the Evolution of consciousness.Chakras, Ki and Psi. New York: Autumn Press, 1978.
9. Motoyama H. Theories of the Chakras — brodge to higher Consciousness-N.Y.:Theosophical Publ.House, 1982.
9a. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М. 1967
9б. Ирина В.З., Новиков А.А. В мире научной интуиции. М. Наука, 1978.
9в. Власова М.М. Механизмы опознания неизвестного. М. Наука, 1989.
10. Дубров А.П. Биофизические основы быстропротекающих экстрасенсорных явлений. Доклады Второго всесоюзного междисц.научно-техн. школы-семинара «Непериодические быстропротекающие явления в окружающей среде». Томск, 1990, с.130-133.
10a. Corsini R. 9ed.) Handbook of innovative Psychotherapie. N.Y. John Wiley and Sons, 1981.
10б. De Vault D. Quantum-mechanical tunneling in biological systems. London. Cambridge Univ.Press, 1984.
10в. Srivanasan T.M.(ed.) Energy medicine around the world. Phoenix, Gabriel Press, 1988.
10г. Scott A. (ed.) Frontiers of science. Oxford. Basil Blackwell. Inc,1990.
11. Дубров А.П. Биопритяжение=биогравитация?-Парапсихология в СССР, N.1, 1992, c.2-10.
11a. Araneta A., Lava J. Fait-healing and psychic surgery in Philippines. Manila.Philippines Soc.for Psychical Res. Found.,1982.
12. Дубров А.П., Никифоров В.Г. Метод биологической обратной связи как способ рефлекторной коррекции стрессовых и невротических состояний человека.- Методы рефлекторной диагностики, терапии и реабилитации для совершенствования оздоровительной работы в угольной промышленности.-М.: ЦНИИЭУголь, 1983,вып.5, с.3-18.
12а. Холодов Ю.А. Реакции нервной системы на электромагнитные поля. М.: Наука, 1975.
13. Плеханов Г.Ф. Основные закономерности низкочастотной электромагнитобиологии. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1990, с.47-50.
14. Кулин Е.Т. Биоэлектретный эффект. Минск: Наука и техника, 1980.
Kulin E.T.Bioelectret System of the body.Zesyty Naukowe Akademii Kolniczej in H.Kollataja w Krakowe. Krakow, N.223, sessia n.20, 1988, s.43-52.
Szymanski J.A. A quasi-electrostatic field. ibidem, s.89-94.
15. Торнуев Ю.В. К вопросу об электростатическом поле человека. Физиология человека. 1980, т.6, N.1, с.148-152.
16. Вельховер Е.С., Никифоров В.Г. Основы клинической рефлексологии. М.: Медицина,1984,с.23-36.
16а. Виноградова Е.С., Николаев Ю.Р. Ионизирующие излучения в энергетическом поле человека.- Парапсихология и психофизика, N.3(5),1992, с.50-55.
16б. Loer F. The power of Prayer on plants. GArden City, N.4. Doubleday,1959.
17. Puthoff H., Targ R. Mind-reach. N.Y.Delacorte,1977.
18. Hardy A. The biology of God. London, Johnathan Capa, 1975.
18a. Fleishman P.R. The healing Spirit: Explorations in religion and psychotherapy, N.Y. Paragon House, 1990.
19. Schwartz S.A., De Mattei R., Brame E.C., spottiswoode S.J. Infrared spectra alteration in water proximate to the palms of therapeutic Practitioners — Mobius Soc.Techn.Report, Los Angeles, C.A., 1986, p.p.1-24.
20. Tompkins P., Bird Chr. Secrets of the soil — N.Y. Harper&Row publs., 1989, p.p.314-329.
21. Barry J. Journal d’un Parapsychologie.- Erreux:Edition et Publications Premiere, 1971, p.p.121-142.
22. Rauscher E.A., Rubik B.A. Human volitional effects on a model bacterial System- PSI Research, 1983, v.2, N.1, p.38-48.
23. Чернощеков Л.А., Лепехин А.В. Идентичность воздействия на микроорганизмы геомагнитных возмущений и биофизического поля экстрасенсов. Возможная природа сигнала. Материалы конф. «Проблемы изучения информационно-энергетических процессов в природе». Киев, 1991, с.60-65.
24. Караченцева К.А., Левчук Ю.Н. Подвижные микроорганизмы — сенсоры высокочастотного электромагнитного и биологического поля. Биополимеры и клетка, 1989, т.5, N.1, с.78-82.
24а Караченцева А.И., Левчук Ю.Н. Дистанционное воздействие человека на популяцию подвижных клеток. Доклады АН УССР, 1990, сер.Б, N.2,с.58-61.
25. Dubrov A.P. Geomagnetic Field and Life. Geomagnetobiology. N.Y: Plenum Press, 1978.
25а. Дубров А.П. Лунные ритмы у человека. М: Медицина, 1990.
26. Сидякин В.Г., Темурьянц Н.А. Макеев В.Г. и др. Космическая экология. Киев, Наукова думка, 1985.
27. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М: Мысль, 1976.
28. Селье Г. Стресс без дистресса. М: Прогресс, 1982.
29. Ефстифеева Е.А. Вера как фактор самореализации и саморегулирования. Психическая эндокринология. Тез.докл.сов.-ам. симпозиума «Резервы человеческой психики в норме и патологии» М.: Всероссийское научн.об-во невропатологов и психиатров, 1988, с.46-47.
30. Кенчадзе Г.С. О практике безлекарственной терапии. См. N.29, с.48.
31. Вишневская Э.С., Кошкин С.Л., Вишневский В.А. Психические расстройства у принимавших сеансы телепсихотерапии. Из Обозрения психиатрии и медицинской психологии им.В.М.Бехтерева, 1991, N1, с.40-46.
[1] Число психических больных, взятых впервые в жизни под наблюдение психиатра на 10 тыс. человек населения.