И.В.Винокуров. Демонические недомогания. (Одержимость и полтергейст)

Парапсихология и психофизика. — 1995. — №4. — С.6-14.

О полтергейсте сейчас знают все или почти все. Известно, в частности, что в переводе с немецкого это слово означает шумный дух, который, говорят, действует под личиной добродушного «барабашки», миролюбивого «чебурашки», а то и проказливого «бузилки». Но это в наши дни. А исстари считалось, что ответ за таковые деяния должны держать домовые, кикиморы, черти, бесы, дьяволы и прочая подобная публика. Ее нарекли нечистой силой…

Кто бы или что бы ни стояло за проделками полтергейста, нередко изощренно хулиганскими, ясно одно: сами-то проделки — отнюдь не выдумка. Это — реальность, бывает, и жестокая, от которой страдают вполне конкретные люди. Феномены полтергейста вовсе не иллюзорны, они оставляют материальные следы на фото-, кино- и видеопленках, на магнитофонных лентах, регистрируются физической аппаратурой. Но самое, думается, существенное — полтергейст оставляет след в душах и сердцах соприкоснувшихся с этим темным феноменом людей. Как правило — неизгладимый.

С тех пор, как я впервые столкнулся с этим феноменом, меня тревожит мысль, не следует ли рассматривать его как болезнь, заболевание, хотя и крайне необычное? Ведь к тому есть достаточно показаний. Я говорю не о вторичных симптомах, когда человек или семья, оказавшиеся в эпицентре полтергейста, заболевают в результате испытанных при этом потрясений. Я имею в виду некоторые странные предвестники полтергейстной вспышки, состояние здоровья и образ жизни ее будущих «носителей», а также единую для всех времен, мест и народов картину протекания феномена. То, что можно назвать совокупностью симптомов — синдромом. Например, полтергейстным.

К тому же в истории этого лукавого феномена неизвестно ни одного случая, чтобы «носителем» было животное. Всегда — только человек. Это сродни тому, как животные не болеют истинно человеческими болезнями — корью, скарлатиной, ветряной оспой. Значит, полтергейст — феномен, связанный исключительно с человеком, с его какими-то сокровенно человеческими особенностями, качествами и свойствами.

Замечено, что полтергейст чаще всего обрушивается на одиноких — на подростков, живущих в неполной семье, у дедушки с бабушкой или с кем-нибудь еще, на лишенных семейного тепла пожилых людей, по тем или иным причинам живущих вне своей семьи — проходящих службу в армии, сидящих в заключении, пребывающих в монастырях, в детских домах, приютах. У человека — будущего «носителя» полтергейста, как правило, имеются серьезные проблемы со здоровьем — иногда с физическим, иногда с психологическим или душевным, иногда — и с тем, и с другим. Похоже, что физическое одиночество — вторичная причина полтергейста, первичная же — одиночество душевное. В целом можно сказать, что полтергейст чаще обрушивается на несчастных и одиноких, но сколько таких людей живут на свете, не испытав этой напасти! Очевидно, существует еще какая-то причина, о которой мы, к сожалению, не знаем. Но о ней, видимо, осведомлены те, кого обычно привлекают для «излечения» от полтергейста — отдельные умельцы из народа (знахари, колдуны, ворожеи и пр.) и представители духовенства. Они же, как правило, приглашаются для исцеления от одержимости. Что же это за болезнь?

Среди множества недомоганий, досаждающих человеку, особо выделяется группа демонических. Из них наиболее печальную известность получила одержимость, точнее — бесоодержимость или одержимость бесами. В наш «просвещенный» ХХ век это заболевание проходит по ведомству психиатрии, в прежние же времена ими официально занимались ведомства духовные. Последние, к счастью не утратили своего искусства и в наши дни, нередко составляя серьезную конкуренцию ученым мужам от психиатрии.

Но что же может быть общего между полтергейстом и одержимостью? Постоянно имея дело со множеством случаев полтергейста, как в жизни, так и на страницах печатных изданий, я заметил, что несмотря на всю их схожесть, они вовсе не одинаковы. Главное, что характеризует их неоднородность, это уровень необычности или экзотичности. То же самое заметил и американский исследователь Д.Скотт Рого. Он выделил полтергейсты первого и второго типов. Под полтергейстами первого типа он понимает классические, широко известные «подростковые» полтергейсты. В эпицентре могут оказаться как дети, так и взрослые, чаще подростки. Полтергейсты этого типа обычно проявляют себя движением предметов в присутствии человека, с которым связан этот эффект; если такой человек физически отсутствует, ничего не происходит. В полтергейстах подросткового типа интеллект, если и проявляется, то как бы на ребячьем уровне, а физические проявления не выходят за пределы физических возможностей «носителя».

Полтергейсты второго типа, названные демоническими, более неистовы и нередко проявляют весьма сложный интеллект. Они пытаются как бы вступить в контакт с человеком, «нападают» на него и нередко высказывают вроде бы независящую от «носителя» волю. «Носителями» и в этом случае могут быть как дети, подростки, так и взрослые, последние чаще. Полтергейстам этого типа свойственны совсем уж диковинные проявления: «подносы» предметов с весьма дальнего расстояния, «инфицирование» полтергейстными эффектами домов лиц, соприкасавшихся с «носителем», появление и исчезновение предметов, движения очень массивных объектов, левитация тела человека, привидения, «нападения» на определенного человека, голосовые феномены. Физические эффекты при демонических полтергейстах обычно выходят за пределы физических возможностей «носителя». Некоторые эффекты проявляются и в его отсутствие.

Необычные, интеллектуально нередко весьма изощренные формы поведения, проявляющиеся в полтергейстах демонического типа, привели Д.Скотт Рого к мысли, что по крайней мере в некоторых из таких полтергейстов проявляет себя нечто либо совершенно независимое от «носителя», либо едва связанное с ним. Не есть ли это «нечто» то же самое, что проявляет себя в феномене одержимости?

Согласно учению римско-католической церкви, демонические сущности (бесы) способны давать знать о себе двумя способами: «вторжением» и одержимостью. Под «вторжением» следует понимать те феномены, что наблюдаются в случаях беспокойных домов и полтергейстов: необъяснимые звуки, запахи, шумы и движения всяких предметов. Одержимость же проявляется в том, что одержимый бьется в конвульсиях, выкрикивает непристойности и пр. Эти два синдрома — «вторжение» и одержимость, бывает, проявляются и одновременно.

Вера в то, что демоны или дьяволы могут вселяться в души и тела людей, широко распространена почти на всем земном шаре. Даже в самых различных культурах симптомы этих двух синдромов поразительно схожи, например, в США и в Китае: одни и те же симптомы синдрома демонического недомогания — ощущение влияния какой-то дьявольской «внешней» силы, выкрикивание хулительств, проявление сверхъестественных сил. Даже ритуалы экзорцизма или изгнания дьявола, используемые католической церковью и в таоистской практике, отличаются необыкновенной схожестью. Практика изгнания бесов распространена среди исповедующих христианство, ислам, иудаизм и иные религии. А в канонических текстах индо-тибетской медицины можно встретить подробное описание ритуала «гдон» — терапии, то есть способы лечения неправильного, зловредного поведения духов природы, способных вселяться в человека. Среди этих способов — камлания, молитвы, ритуальное пение, пассы и пр.

Православный священник отец Евгений в девятом номере журнала «Аномалия» за 1991 год напоминает, что обряды изгнания дьявола известны еще со времен Нового Завета; в нем описано как, например, Христос исцеляет гадаринского бесноватого. Позже, в ХIV веке, обряд исцеления бесноватых был заложен в требнике киевского митрополита Петра Могилы, который стал составителем и основателем обряда, названного в последствии обрядом или ритуалом экзорцизма, то есть изгнание чертей, дьяволов, демонов, бесов и других столь же нехороших персон, объединяемых общим для всех них понятием «нечистая сила».

В наши дни возрос интерес к терапевтическому потенциалу ритуала экзорцизма в исцелении «демонических» недомоганий. Об этом, в частности, свидетельствует и подборка материалов на тему экзорцизм и психиатрия, напечатанная в девятом же номере журнала «Аномалия» за 1991 год.

— Обрати свой гнев, Боже, на зверя, пожирающего чадо твое! — с этих традиционных слов начался ритуал изгнания бесов из 16-летней американки Джины, показанный в октябре 1991 года по каналу «20/20», на который в тот вечер в США было настроено свыше 37 процентов телевизоров. Санкционировавший съемки епископ Кит Силамонс заявил после выхода передачи в свет: «Дьявол действительно существует. Он силен и активно, как и на протяжении всех веков, действует на планете». Как не вспомнить в связи с этим весьма любопытное замечание одного современного теолога, обронившего мысль, что самым большим достижением Сатаны в наши дни следует считать то, что Сатана сумел заставить нас забыть о своем существовании…

Но почему же всем этим интересуются исследователи полтергейста? Да потому, что и в случаях демонической одержимости, и в случаях полтергейста и одержимый, и «носитель» нередко проявляют одни и те же сверхобычные способности, например, узнавать то, что нельзя узнать всеми известными способами, или двигать предметы, не дотрагиваясь до них.

Вот как в учении римско-католической церкви описываются симптомы истинной одержимости:

— одержимые говорят на неизвестных им языках или понимают языки, которые они никогда не учили;

— они предсказывают будущее или проявляют способность к телепатии и ясновидению;

— они проявляют невероятную физическую силу или способности, не свойственные их возрасту;

— они могут продемонстрировать любые из самых злобных проявлений, приписываемых демоническим сущностям (сюда входят и некоторые из полтергейстных проявлений).

Как и во многих старых случаях, в современных проявлениях одержимости нередко также можно встретиться с полтергейсто-подобными феноменами. Например, как в случае 1928 года с сорокачетырехлетней одержимой из штата Айова, США. Она страдала от симптомов демонической одержимости с четырнадцатилетнего возраста, когда стала испытывать непреодолимое отвращение к предметам религиозного культа. К этому присоединилось отвращение ко всем священным объектам. Психиатрическое исследование показало, что девочка нормальна. Она могла понимать иностранные языки, отличать освященную пищу от неосвященной и призналась, что ее устами говорит сам дьявол. Так она страдала до 44 лет, когда ей было предписано подвергнуться ритуалу экзорцизма в церкви отца Стайгера. Ритуал проводил отец Теофилус, экзорцист. Едва он произнес первые слова формулы изгнания беса, как одержимая была мгновенно вырвана из рук державшей ее охраны. Ее тело понеслось по воздуху и буквально прилипло к стене высоко над дверью! Присутствующих охватил страх. На месте остался лишь отец Теофилус. Он приказал снять ее со стены. Но это было сделано с большим трудом, несмотря на то, что на гладкой стене держаться ей было не за что.

Когда одержимую сняли, ритуал был возобновлен. И тут же в церкви стали раздаваться какие-то шумы, завывания и голоса. Они исходили явно не изо рта одержимой, и буквально терроризировали монахинь. Все тело исцеляемой вдруг стало невероятно раздуваться (симптом, известный и в полтергейсте).

Но это было лишь начало проявлений демонических сил, которые стали наблюдаться и в доме отца Стайгера и в домах некоторых участников проведенного ритуала.

В доме отца Стайгера начались непонятные стуки, перешедшие в громкие удары. А однажды он едва не погиб, подвергшись какому-то непонятному вторжению в сознание во время поездки в автомобиле.

Однако ритуалы изгнания дьявола из одержимой шли своим чередом. Через двадцать три дня одержимость была снята. Правда, позднее она возвратилась к ней вновь, но без особых трудностей была ликвидирована другим экзорцистом.

Связь между одержимостью и полтергейстом проявляется и в тех редких случаях, когда «носитель» полтергейста вдруг начинает проявлять симптомы одержимости. Типичный случай этого рода произошел в 1949 году в Джорджтауне.

«Носителем», а потом и жертвой «вторжения» стал тринадцатилетний мальчик. Все началось с игры в спиритический сеанс. Вскоре начались стуки и царапанья, которые продолжались и по ночам. Громко трещало вокруг иконы с изображением Христа. Через десять дней звуки прекратились, но тремя днями позднее они возобновились в комнате мальчика в форме скрипов и шагов по полу. Семья думала, что это дает знать о себе дух недавно почившего родственника…

Позднее проявления стали более выразительны. Исчезала, появлялась в самых странных местах одежда. Переворачивалось кресло с сидящим в нем мальчиком. В его присутствии взмывали в воздух и «плавали» по комнате всякие предметы. Да и в школе ему не было покоя — предметы срывались с места и там! Мальчика попросили из школы, пришлось родителям нанять частного учителя. Врачи и психологи, обследовавшие его, никакой патологии не обнаружили.

Вскоре стал проявляться иной симптом: несколько раз мальчик поднимался в воздух прямо с кровати, на которой лежал, иногда вместе с матрацем, и «плавал» в воздухе. Это же было и в больнице, куда его положили, надеясь излечить эту странную «болезнь».

Обеспокоенные родители пригласили священников, и те поставили диагноз: одержимость. Мальчика сотрясали судороги, он подскакивал на кровати и вновь падал на нее, как управляемая нитками кукла. А иногда взлетал над кроватью, да так и оставался в воздухе безо всякой опоры! Через шесть недель припадки стихли.

После этого мальчик стал как бы другой личностью. Его мальчишеский голос превратился в низкий, хриплый, угрожающий. Постоянно звучали непристойности. На коже живота образовались болезненные царапины. Лютеранские священники, вошедшие в дом, были брошены на пол невидимой силой.

Родители мальчика обратились в католическую церковь, где и был начат продолжавшийся целых десять недель ритуал экзорцизма, проводимый двумя католическими священниками. Во время первых сеансов сорокакилограммовый мальчик с необыкновенной резвостью выпрыгивал из кровати, разбрасывал служителей и со страшной силой бил  экзорциста по руке. Его тело невероятно раздувалось, движения головы напоминали движения головы змеи, плевки мальчика с необыкновенной точностью попадали в глаза священнослужителей. Воздух в комнате, где он лежал, становился почти ледяным. В конце концов, мальчик стал говорить по латыни.

Один из свидетелей упоминает о таком наблюдении: однажды ночью исцеляемый вырвался из рук крепко державших его служителей и взлетел над экзорцистом, стоявшем в некотором удалении от кровати мальчика с ритуальной книгой в руках. Экзорцист думал, что объект нападения мальчика — он сам. Но одержимому требовалась ритуальная книга. И когда она очутилась у мальчика в руках, он не разорвал, а каким-то странным образом разрушил ее. Книга мгновенно превратилась в облако конфетти!

В конце концов одержимость по мере продолжения сеансов экзорцизма прошла. Мальчика удалось вернуть в нормальное состояние, но он ничего не помнил о том, чем страдал. Бывший одержимый перешел в католическую веру и зажил нормальной жизнью, совершенно забыв, что когда-то сломал кости двум служителям и едва не убил свою мать.

Но не всегда ритуал экзорцизма заканчивался столь благополучно. Например, по сообщению канадской газеты «Сан», в одном из небольших городов Италии во время сеанса экзорцизма в 1991 году погиб священник Гунтано Виглиотта. Его попросили изгнать дьявола из пятнадцатилетней девушки, мать и бабушка которой заподозрили ее в сношениях с нечистой силой. Г.Виглиотта, как и положено, запросил у епископа Франко Стеза разрешения провести сеанс изгнания беса. Но получил отказ из-за своего недостаточного опыта в этом опасном деле. Отсутствие санкции не остановило священника. Он решил провести ритуал во что бы то ни стало и явился в дом несчастной девушки с крестом и Библией. Сеанс экзорцизма длился два часа.

Когда мать девушки вошла в комнату, где проходил сеанс, она нашла там священника, истерзанного с нечеловеческой, необычайной жестокостью и силой. «Его тело было буквально разорвано на куски!» — заявил епископ. Сразу же после происшествия девушка, из которой изгонялся бес, призналась: «Я слышала во время сеанса, как какой-то непонятный голос произносил одну и ту же фразу: «Меня зовут Пожиратель!» Девушка помнит, в каких муках умирал священник, но не знает, как это случилось. Идет расследование. Но этот случай пример своего рода «чистой» одержимости. Вернемся к случаям, где смешаны симптомы одержимости и полтергейста. История одержимых содержит ряд таких примеров.

В 1776 году во Франции несколько человек одновременно бились в конвульсиях, находясь «под влиянием дьявола». Их тела раздувались. В их присутствии сама собой двигалась мебель, слышались голоса людей и животных

В 1850 году и также во Франции одна женщина страдала от конвульсий и припадков. Ее швыряло на пол невидимой силой. Изо рта шла пена и под влиянием «дьявола» она выкрикивала всякие непристойности. Возле нее постоянно слышались какие-то необъяснимые стуки, ее тело само собой всплывало в воздух. Она говорила на неизвестных ей языках.

И опять во Франции два брата семи и девяти лет в период с 1864 по 1869 годы страдали от одержимости. Они бились в конвульсиях, вращались вокруг себя с фантастическими скоростями, выкрикивали непристойности и проявляли отвращение ко всем объектам религиозного культа. Неожиданно они стали говорить на неизвестных им языках и правильно предсказывать будущее. В их присутствии левитировали вещи и предметы.

Не буду множить примеры, подобные же известны и в текущем столетии. Они показывают, что проявления и одержимости и полтергейста в ряде случаев совпадает. Но, с другой стороны, существуют явные отличия между «подростковыми» и демоническими полтергейстами, хотя между ними есть и черты сходства, например, движение предметов, странные шумы и стуки. Наряду с этим в демонических полтергейстах проявляются феномены, очень редкие и нетипичные для «подростковых». Например, пока ни в одном из «подростковых» полтергейстов не было замечено, чтобы «носитель» вдруг заговорил на неизвестном ему языке. Да и левитация тела человека очень редко проявляется в «подростковых» полтергейстах. Для демонических же более характерны проколы кожи, опасные «нападения» на жертву. Они не только разрушительны, но и могут быть смертельно опасными, продолжаясь при этом годами. «Подростковые» полтергейсты обычно короткоживущи. К счастью, демонические встречаются значительно реже «подростковых».

Описанные выше недомогания, названные демоническими, к счастью, встречаются очень редко. В их необычности, противоречащей «здравому» смыслу, коренится причина отторжения реальности подобных феноменов. Но не все отвергают такую возможность. Определенную сумму знаний и умений в противостоянии и одержимости, и полтергейсту накопила церковь. Часть сведений отложилась в нишах социальной или «домашней» этики. Искусство врачевания демонических недомоганий, к счастью, сохранилось и до наших дней.

Обновлено: 26.07.2024 — 16:35

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *