Парапсихология и психофизика. — 1994. — №3. — С.21-28.
Основная задача данной работы — изложить результаты некоторых собственных исследований феномена так называемых геоактивных (геоаномальных) зон и, по возможности, привлечь внимание специалистов-исследователей к малоизученным аспектам проблемы.
Чаще всего об этом явлении говорят лишь в связи с наблюдениями аномальных явлений, либо в связи с геопатогенными зонами, то есть участками поверхности Земли, оказывающими неблагоприятное воздействие на окружающую среду [1,2].
Однако следует заметить, что роль геоактивных зон в функционировании планетарного механизма и жизнедеятельности людей этим не ограничивается. Скорее всего, геоактивные зоны (ГАЗ) — участки поверхности Земли, оказывающие специфическое воздействие на окружающую среду — как благоприятное, так и неблагоприятное — образуют единую систему, охватывающую всю нашу планету.
Гипотеза о существовании этой системы была в целом сформулирована и обоснована к 1987 г. и впервые доложена публично совместно с Т.В. Фаминской весной 1991 г. [2].
Мы полагаем, что ГАЗ являются составной частью системы энергоинформационного обмена Земли с Космосом. Эта своеобразная матрица планеты представляет собой сложную многокомпонентную систему, состоящую из ряда энергосиловых структур, связующим звеном между которыми и являются, по-видимому ГАЗ. Учитывая, что основным критерием, позволяющим обнаруживать эти зоны является их воздействие на психофизическое состояние человека, нами для обозначения таких мест используется термин пси-зоны. Можно полагать, что это воздействие носит, прежде всего, информационный характер и связано с изменением скорости и направленности энтропийных процессов в пределах той или иной точки земной поверхности.
В силу своих специфических особенностей пси-зоны привлекали людей прежде всего тем, что они способствовали возникновению измененных состояний сознания, приводя тем самым к спонтанному раскрытию экстрасенсорных способностей человека, либо облегчая выполнение ряда психотехнических упражнений, направленных на овладение таковыми [2].
Ряд пси-зон, отличающихся своей высокой активностью и рядом других примечательных особенностей, издревле отмечались как «места силы» или «сакральные места» [6,10,11]. На рассмотрении некоторых из этих особенностей, выявленных, в первую очередь, с применением биолокационного метода (БЛМ), хотелось бы остановиться особо.
В контексте данной работы под сакральным местом (англ. sacral sites) следует понимать участок земной поверхности, который отмечен культовыми сооружениями различных эпох и религий, сохраняет следы их существования, слывет как некогда сохранявший такие следы, как прежнее или нынешнее обиталище некоего божества, духа; заповедную территорию, являвшуюся или являющуюся поныне с точки зрения тех или иных магических школ «местом скопления оккультной силы».
В рамках гипотезы Единой системы энергоинформационного обмена Земли сакральные места играют особо важную роль. Прежде всего, это относится к тем из них, которые оказывают благоприятное воздействие на окружающую среду.
Мы вынуждены ограничиться описанием только гидрологических особенностей сакральных мест, а также отдельных элементов их вероятностной инфраструктуры. Это связано, прежде всего, с тем, что первые наиболее стабильны и легко проверяемы, а результаты исследований с применением БЛМ (он же лозоходство, радиэстезия, даузинг), проводившиеся в различных странах по различным методикам, дали поразительно близкие результаты.
В 1935 г. археолог и даузер Кэптен Бутби в статье «Религия каменного века» сообщил, что под каждым обследованным им захоронением или мегалитическим памятником эпохи неолита он обнаружил скопления подземных вод. Бутби связывал это с тем, что захоронения, а также культовые сооружения могли использоваться как знаки, указывающие на местонахождение воды на случай засухи или военных действий [8]. Множество сообщений, появившихся вслед за этой статьей, подтвердили полученные им результаты [10]. Как оказалось, буквально все курганы, святилища, кромлехи и даже отдельно стоящие камни-менгиры расположены над местом поэтажного пересечения двух или более подземных водных потоков, их разветвлениями или пустотами, заполненными водой. Позднее выяснилось, что эта специфическая картина характерна и для христианских церквей на территории Европы, в первую очередь построенных до начала Реформации. Заметим кстати, что пси-зоны, занимающие большую часть земной поверхности, также находятся в местах скопления подземных вод [2].
Эти сообщения повлекли за собой попытку выяснить, насколько выявленные закономерности присущи культовым сооружениям на территории нашей страны.
В качестве объектов исследований были выбраны несколько православных церквей на разном расстоянии от Москвы (в т.ч. в Станиславле, Лужках, Давыдовой Пустыни и т.п.), григорианские церкви в Закавказье. Кроме того, в ноябре 1992 г. А.И.Цыгановым в рамках этой программы были обследованы некоторые буддийские храмы в Иркутской области.
Исследования проводили с применением Г-образных рамок с вертикальной осью вращения из различных материалов, устройства, известного под названием «аурометр» (модификация пружинного маятника) и резонаторов (фляжка с водой и кристалл искусственного рубина). Работу на местности в ряде случаев дополняли дистанционной биолокационной съемкой. Для получения максимально объективной картины привлекали независимых операторов.
Из результатов съемок следует, что под всеми обследованными объектами на различной глубине (от 2-3 до 8-10 м) протекают подземные водные потоки. В православных церквах обычно два или более из них поэтажно пересекаются над местом, где располагается амвон. Кроме того, потоки отмечены под алтарем, притвором, а также приделом или звонницей (если таковые имеются).
В большинстве случаев наличие подземных вод удается проследить на поверхности по косвенным признакам: нарушения в развитии растительности (изменение формы стволов и кроны деревьев, усыхание, цвет, рост и видовой состав растений); рельефу местности (понижение, оползни и т.п.); по наличию выхода грунтовых вод на поверхность (родники, заболачивание) или колодцев в створе оконтуренных потоков.
При анализе полученных результатов возникает ряд вопросов. Дело в том, что, по мнению некоторых специалистов-геологов, маловероятно, чтобы во всех случаях храмы сооружались в местах, обладающих описанными характерными особенностями, так как подобная картина залегания грунтовых вод — достаточно редкое явление. Автор предлагает ряд гипотез, которые, возможно, объясняют, почему при изучении сакральных мест наблюдается подобная картина:
1. В ряде случаев действительно имеет место использование уникальных особенностей того или иного места, специально выбранного для постройки храма.
2. Строители искусственно создавали сложную подземную гидросеть требуемых параметров с целью способствовать формированию в данной точке земной поверхности особой информационной и энергетической среды. На такую возможность указывают многие исследователи, в частности к.т.н. О.А.Корзин [3].
3. Архитектурные формы культовых сооружений обладают способностью определенным образом структурировать окружающую среду. В результате действия этих форм неупорядоченные грунтовые воды образуют организованные потоки, которые и фиксируются в процессе исследований.
4. Места, на которых обычно располагаются культовые сооружения, в большинстве случаев представляют собой элементы системы энергоинформационного обмена Земли, в процессе своего функционирования образуют иллюзорные «псевдожилы», «образы» подземных водных потоков, якобы присутствующих в данной точке земной поверхности.
Какие из предложенных гипотез соответствуют действительности или как обстоят дела на самом деле, еще предстоит выяснить. В России, насколько известно автору, подобные работы начаты впервые и, конечно, очень далеки от завершения.
Согласно традициям, именно в сакральных, причем строго определенных местах, предписывалось совершать различные религиозные и магические обряды. Считалось, что отправление обрядов и совершение ритуалов в «правильном» месте и, конечно же, в «нужное время» существенно повышает их эффективность. Человеку в прошлом приписывалась способность воздействовать через эти, особо выбиравшиеся точки, на «здоровье» самой Земли, рассматривавшейся как живое существо.
Связь сакральных мест с подземной гидросетью заставляет нас вспомнить о том, что вода, как следует из многочисленных экспериментов и многовековой практики, обладает уникальной способностью накапливать и переносить энергию и информацию. Можно предполагать, что именно это ее свойство в сочетании с особыми энергоинформационными свойствами пси-зон побудило использовать их в упомянутых выше целях.
Регулированием вопросов, связанных с выбором места для строительства жилья, хозяйственных, служебных и, в особенности, культовых сооружений занималась особая дисциплина, известная под названием геомантика — искусство прогноза и оценки по Земле, ныне почти повсеместно утраченная.
Геомантические представления об инфраструктуре энергоинформационной матрицы планеты и, особенно, сакральных мест, хорошо перекликаются с результатами современных наблюдений и даже, в некоторой степени объясняют их.
Так, китайская геомантическая система Фенг-Шуи (Фен-Шуай) утверждает, что характер действия места на человека определяется балансом начал «инь» и «ян» в данной точке. В случае их гармоничного взаимодействия жизненная сила «ци» благоприятно влияет на здоровье и, особенно, на психическое состояние человека. Когда же баланс нарушен, возникают «вредные испарения» («злые духи», «разрушительная энергия») «шэ». В зависимости от того, какое из начал преобладает, «шэ», соответственно, может быть «иньской» («шэ му») или «яньской» («шэ гун»). В том и другом случае место провоцирует возникновение и развитие различных заболеваний — «иньских» или «яньских», говоря геомантическим языком [11].
С точки зрения лозоходца «инь» и «ян» описываются как «минус» или «плюс». Действительно, геопатогенные (и не только гео-) зоны обладают условной поляризацией, определяющейся в соответствии с направлением вращения биолокационного индикатора. На основании этого опытный лозоходец может сделать достоверный прогноз о качественном характере воздействия данного места на окружающую среду.
При исследовании сакральных мест приходится сталкиваться с несколько иной картиной: участки поверхности Земли, благоприятно влияющие на окружающую среду, не обладают выраженной полярностью. Так, во время работ на Роллрайтском кромлехе Том Грейвс обнаружил, что его энергетическая структура представляет собой систему концентрических колец, полярность которых меняется при прохождении от центра наружу и обратно. Впоследствии выяснилось, что подобные системы колец присутствуют и в других металлических сооружениях [10].
В.Н.Сочеванов, описывая свою работу на о. Валаам, в Троице-Сергиевской лавре и ряде других мест, указывает, что Г-образная рамка в его руках, вопреки ожиданиям, не указывала на «плюс» или «минус» поляризацию местности, но покачивалась из стороны в сторону [4].
В 1990 г. при проведении работ в помещении одного из их храмов монастырского комплекса в Гехарде (Армения), кстати, возведенного на месте древнего зороастрийского капища, автором была обнаружена сходная кольцевая структура. Подобные же образования были найдены и в активных точках больших пси-зон, а также при исследованиях ряда подмосковных православных храмов.
Можно полагать, что речь идет о сходных между собой образованьях, разница же в их описаниях обусловлена индивидуальностью операторов и методик работ.
Представляется, что такие структуры, названные нами «точками с переменной полярностью», отражают характерное строение тех сакральных мест, которые характеризуются благоприятным воздействием на окружающую среду.
Сходные по своим геологическим особенностям с геопатогенными зонами, такие места, тем не менее, отличаются от них по своим энергоинформационным характеристикам. Это отличие проявляется, прежде всего, в степени сбалансированности начал «инь» и «ян» (иными словами, в характере поляризованности местности), а также интенсивностью и направленностью протекания энергоинформационного обмена. Пользуясь языком Фенг-Шуи, можно сказать, что это места, где зарождается и концентрируется жизненная сила «ци», которая потом распределяется по земной поверхности по специальным каналам — «лунг мей» («вены дракона»).
О существовании таких каналов говорят и европейские исследователи нашего времени, в частности Г.Андервуд [12], П.Девере [9], А.Уоткинс [13] и др. По этим линиям происходит, как мы теперь считаем, не только энергетический, но и информационный обмен между пси-зонами на поверхности Земли.
Многокомпонентная система связи функционирует по своим, до конца еще не установленным законам и принципам. Ей присуща цикличность — подъемы и спады активности тех или иных участков. Кроме того, можно предполагать, что само качество их действия на окружающую среду может изменяться во времени. Есть доказательства вертикального распространения энергоинформационных сигналов от поверхности Земли, наличия над пси-зонами восходящих и нисходящих потоков и даже более сложных дугообразных наземных каналов [7].
Несмотря на то, что физическая природа излучения, присутствующего в пси-зонах и обуславливающего их инфраструктуру (если таковое вообще имеется) пока неясна, можно с уверенностью сказать, что именно с функционированием системы пси-зон связано во многих случаях спонтанное возникновение измененных состояний сознания со всеми вытекающими отсюда последствиями (влоть до психических заболеваний, полтергейстов как случаев спонтанного телекинеза и т.п.). Об этом свидетельствуют многочисленные исторические источники и современные наблюдения.
Думается, что целесообразно учитывать в процессе проведения исследований парапсихологических феноменов, применении экстрасенсорного целительства и иных случаев использования феноменов, тесно связанных с измененными состояниями сознания, особенности матрицы планеты и ее действия на окружающую среду, в том числе и на человека. Во многих случаях это может существенно облегчить проведение работ, и, возможно, повысить воспроизводимость некоторых так называемых пси-феноменов — в тех случаях, когда будет правильно выбрано место (что совсем непросто) и учтены возможные нежелательные последствия.
Литература
1. Дубров А.П. Земное излучение и здоровье человека. М: АиФ, 1992 — 57С.
2. Ермаков С.Э., Фаминская Т.В. Геоаномальные зоны как часть системы энергоинформационного обмена Земли и проблемы АЯ. Доклад на Всесоюзной конференции «Феномен — 91», М. март 1991 г. — 12С (рукопись).
3. Корзин О.А. Геомансия — утраченные знания и мастерство древних. М.: Парапсихология и психофизика No 3 (5) 1992, стр. 14-23.
4. Сочеванов В.Н. Положительные геопатогенные зоны — усилители биоэнергии. В сб. Доклады Всесоюзного научно-технического семинара межведомственной комиссии по биолокации «Проблемы геопатогенных зон». М.: ВСНТО РЭС им. Попова, Орден милосердия и социальной защиты им. А.Д.Сахарова — 1990 г. стр. 105-111.
5. Памятники архитектуры Московской области. Каталог тт. I, II. М.: Искусство — 1975 г.
6. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. М.: СП «Бук Чембер Инт» — 1991 г. — 208 стр.
7. Browski K. Roidika i UFO. PR:UFO No 2 (10) — 1992 г.
8. Boothby C.F.M. The Salted Track. Journal of British Society of Dowsers, IV, No 29 — 1939.
9. Devereux P. The Truth About Leys. The Ley-Hunter Magazine, 1987, No 107.
10. Graves T. Needles of Stone. A Panther Book, 1978.
11. Eitel Reverend E.J. Feng-Shui. Trubner & Co., 1873.
12. Underwood G. The Pattern of The Past. Abacus pb., 1979.
13. Watkins A. The Old Straight Track. Methuen, hc, 1925.