Парапсихология и психофизика. — 1994. — №2. — С.14-17.
(Тезисы доклада. Доклад сопровождался демонстрацией движений и танцев).
Релаксационная пластика (от релаксации — расслабления) является одним из методов работы с пространством движения как осознанного двигательного действия. Она представляет собой синтез элементов йоги и индийского сакрального танца, которые в свою очередь выступают в качестве средств психофизической саморегуляции энергетического и духовного развития.
В задачу эксперимента входило исследование влияния движений индийского танца на информационный обмен левым и правым полушариями головного мозга у автора этой статьи Курис И.В.
В эксперименте была использована композиция из элементов древних храмовых танцев в стиле «Арати» и «Бхарат Натьям». Как ритуальные храмовые танцы они имеют глубокий сакральный смысл, заключающийся в определенном положении рук (хаст), ног и туловища (мудр), имеющих помимо собственной информации, определенную направленность движения энергопотока и влияющих на состояние психоэмоциональной сферы исполнителя независимо от исходного уровня расслабленности.
Композиция, являющаяся результатом медитации, состоит из нескольких фрагментов, имеющих условные названия и энергетическую выстроенность:
1. Организация пространства — обращение к «Брахме».
2. Накопление энергии в чакрах — «Благодарение» (за счет графического рисунка-символа).
3. Внутреннее распределение энергии с последующим накоплением в нижних чакрах и активизацией канала позвоночника (работа с биджумантрой «свадхистаны»).
4. Арати:
а) Начало творения, подключение стихий, упорядочивание пространства за счет гармонии мужского и женского начала;
б) Гармонизация в чакрах (по вертикали сверху вниз и обратно);
в) (После окончания творения) — означает осознание себя как части пространства;
— осознание Абсолюта в себе;
— осознание себя в Абсолюте.
Продолжительность композиции колебалась в пределах 25-30 минут. Она исполнялась без музыки: темп и ритм движений выстраивался спонтанно на основе базовых хаст. Каждый раз исполнение танца являлось динамической медитацией, в которой тело спонтанно принимало определенное положение в пространстве. Например, стоя на одной или обеих ногах, сидя в определенных позах, сменяющих одна другую. Как правило, доминировал графический рисунок «крест», создаваемый за счет движений рук и ног.
Говоря о собственно двигательном действии, нужно обязательно учитывать соблюдение принципа последовательности, при котором каждое последующее движение продолжает предыдущее не только на физическом, но и на ментальном уровне, за счет чего движение энергопотока не прерывается на протяжении всего времени исполнения танца.
Таким образом, взаимодействие с энергоинформационным полем происходит за счет нескольких факторов, исходящих из двигательного действия, как базового: энергетики хаст, включающих направленность энергопотоков, пластического рисунка тела исполнителя, графического рисунка танца, эзо- и экзотерической информации и т.д.
Особое воздействие оказывает релаксационная пластика на психоэмоциональную сферу человека. Элементы индийского танца его усиливают, т.к. хасты, как движения пальцев и кисти, работа которых связана с деятельностью коры головного мозга, имеют очень необычную тонкую координацию, способствующую распределению энергии в организме и, в первую очередь, разгрузке аджны — чакры интеллектуального центра; активизируют функции внутренних органов, а также повышают чувствительность рук и очищают энергоканалы, проходящие через них. Кроме того, они (хасты) очень эстетичны: доставляют радость как исполнителю, так и зрителю, а само их выполнение активно воздействует на окружающее пространство; возникает ощущение расширения и разреженности, т.е. происходит энергоинформационное взаимодействие.
При исследовании влияния описанной композиции на информационный обмен коры головного мозга использовали метод регистрации локальных тепловых потоков правого и левого полушарий, разработанный д.т.н. профессором Г.Н.Дульневым [1]. Регистрировали фон состояния до танца и непосредственно после исполнения танца (воздействие).
Информационный обмен рассчитывался по специальной методике, разработанной д.т.н. Р.И.Полонниковым.
Информационный обмен представляет собой количество шенноновской информации в двоичных единицах — битах. Обработку результатов измерения локальных тепловых потоков и расчет количества информации, полученной в эксперименте производили на ПЭВМ IBM PC/AT с помощью специальных пакетов прикладных программ.
Таблица 1. Результаты по 4-м экспериментам
NN п/п | Количество информации в битах | |
Левое полушарие | Правое полушарие | |
1 2 3 4 | 226 34 191 155 | 1215 207 40 177 |
На основании полученных данных можно смело говорить о факте энергоинформационного взаимодействия.
Первые два эксперимента — наличие функциональной асимметрии полушарий головного мозга с ярко выраженной активностью правого полушария с пропорциональной зависимостью 1:6.
При этом состояние непосредственно после танца характеризовалось активной идеомоторной работой, созданием большого количества мыслеформ и мыслеобразов, идущих спонтанно, без умственного усилия.
Третий и четвертый эксперименты дают совершенно иную картину. Результаты последнего характеризуются близкими цифровыми данными и одинаковой полярностью, что говорит об отсутствии функциональной асимметрии. Это обычно интерпретируется как состояние глубокой медитации и получение так называемого «чистого знания». Оно сопровождалось почти полным отсутствием мыслеформ и мыслеобразов и наличием светлого фона перед внутренним взором, а также очень тонким и спокойным состоянием.
В заключение хотелось бы отметить, что эксперимент находится в начальной стадии и требует дальнейшего продолжения. Необходимо учитывать также разницу состояния полушарий головного мозга в покое, т.е. уровень релаксации психоэмоциональной и ментальной сферы. Получено подтверждение факта энергоинформационного обмена в конкретных цифрах, что само по себе очень важно.
Литература
1. Г.Н.Васильева, Г.Н.Дульнев, Б.Л.Муратова, О.С.Полякова. Тепловой поток как показатель энергоинформационного обмена субъектов.// Парапсихология и психофизика, 1993, N 2, с.24-35.