Краткая история спиритизма (Составитель О.В.Орлова)

Парапсихология в СССР. — 1991. — №1. — С.6-10.

Под спиритизмом подразумевается методическое проведение опытов с целью выявления некоторых чрезвычайных феноменов и вступления в контакт с душами умерших, которые признаются как бы причиной этих явлений. В узком и собственном смысле спиритизм есть религиозно-философское учение о неведомых доселе тайнах загробной жизни и мирового бытия, «основанное на существовании, проявлении и наставлении духов». Как учение «духосообщенное», откровение свыше, спиритизм усвояет себе высокую провидческую задачу для будущности человечества, обещает просветить человечество «новым откровением», поборов в нем зло и возродив к добру.

Современный спиритизм имеет большую историю. Уже в древние времена были известны разного рода волхования, с которыми он имеет много общего. Так, древним вавилонянам были известны разного рода факты материализации духов, появлявшихся в дыму жертвенного огня. У греков, по свидетельству Павзания, были особые святилища для вызывания душ умерших (некромантионы). По свидетельству Анастасия Никейского, Симон волхв заставлял двигаться статуи, бросался в огонь и не горел, летал по воздуху, превращался в змея; мебель в его доме двигалась сама собой. Еще более чудесные рассказы передаются об Аполлоне Тианском. По свидетельству Тертулиана, в древности также были известны вертящиеся и отвечающие столы.

Современные спириты только воскресили забытые на многие века древние способы вызывания мертвых и сообщили о новом характере своей доктрины, преобразовав ее применительно к христианским воззрениям.

Ближайшим предшественником нового спиритизма, определившим его главные моменты, был животный магнетизм и месмеризм. В 1775 году венский врач Месмер провозгласил открытие новой, доселе неведомой миру, чисто физической силы, таинственно действующей на всю природу и особенно на человека. Эта сила названа им магнетическим флюидом. Управляя этой силой и влияя на нее своей волей, человек, по убеждению Месмера, может вызвать многие необычайные явления. Произведенные затем самим Месмером и его учениками опыты магнетизирования и усыпления нервозных личностей обнаружили у них некоторые необычайные способности, как то: видеть внутри свой организм, а равно находящиеся на огромном расстоянии от них предметы, писать с закрытыми глазами, читать сокровенные мысли магнитизера, проникать в тайны прошедшего и будущего, угадывать болезни свои и чужие и узнавать целебные средства против них и т.п. Повсеместное распространение теории Месмера вызвало целый ряд новых наблюдений. Многие писатели того времени, особенно Кернер, Баадер, Мейер, Кизер, — повествуют, что в присутствии некоторых нервозных личностей происходили сами собой многие необычайные явления: слышались звуки и стоны, совершенно непонятного происхождения; раздавался стук как от ходьбы многих людей в деревянных башмаках или от падения камней, наблюдалось самопроизвольное движение материальных предметов, главным образом мебели, слышалось дрожание оконных стекол, звон бросаемых металлических вещей или разбитых зеркал; иногда появлялись светящиеся фигуры у постели больного. В большей части рассказов таинственные явления, обличающие присутствие в них какой-то разумной и действующей силы, были связаны с определенным местом, а иногда, напротив, с известными личностями, преимущественно женского пола, частью в детском возрасте.

В то время как одни исследователи (натурфилософы) причину этих явлений искали в непонятном интеллектуальном принципе, отождествленном ими с бессознательной духовной жизнью нервозных личностей, превращавших при помощи магнетического флюида психические акты в физические явления, — другие (мистики) — в действии духов. Так, Сен-Мартен (1743 — 1802), Лафатер (1741 — 1801) и другие видели в состояниях сомнабулизма и ясновидения, вызванных магнетизированием действия небесных духов, или же души человека, вошедшей в общение с миром духовным; в самом организме сомнамбул, в частности — в магнетическом флюиде, они видели средство для вызова духов. В двадцатых годах XIX века магнитная жидкость была признана многими мыслителями оболочкою души, невидимым духовным телом. По этому воззрению, душа в состоянии сна выходит из тела и облеченная как бы светоносным покрывалом, вступает в общение с духами, которые и производят через сомнамбул необычайные явления. Таким образом, в самой человеческой природе была найдена дверь для выхода в таинственный мир и для общения с ним. На этой почве, подготовленной Месмером, а частью теориями Сведенборга и Юнга Штиллинга, и развилось мистическое движение, известное под названием спиритизм.

Родиной спиритизма признается Северная Америка. Здесь в марте 1848 года, недалеко от Нью-Йорка в селении Гайдесвилл, в одном «беспокойном доме», только что занятом семейством господина Фокса, под влиянием какой-то таинственной силы стали слышаться разные звуки и скрип стен. Обитатели дома, недоумевая о причинах загадочных явлений, начали предлагать таинственной силе вопросы и, посредством установленного числа ударов, обнаружилось, что стуки происходят по действию духа прежнего хозяина дома. Дух сообщил при этом, что дом принадлежал убитому человеку 31 года, и что тело его зарыто в этом доме. Произведенные затем раскопки ничего не обнаружили, и только при возобновлении их через полгода, по рассказам самих спиритов, найдены были в указанном месте человеческие кости. Немного спустя было обнаружено, что и во многих других домах в разных городах, в присутствии некоторых личностей, названных впоследствии медиумами, происходили подобные стуки, а равно наблюдалось движение домашней мебели и других предметов.

Прошло не более четырех лет, как явления духов стали всеобщими: духи стучали, двигали мебель и некоторые домашние предметы, играли на музыкальных инструментах, поднимали людей на воздух — и это во всех уголках США. Так как причина всех этих явлений полагалась в действиях духов, то сами явления были названы спиритическими. Скоро найдены были средства экспериментально вызывать, при посредстве медиумов, необычайные явления и вступать в переговоры с духами. Некоторым наблюдателям этих явлений пришла счастливая мысль скомбинировать буквы алфавита по числу таинственных стуков — получился род духовного телеграфа, и таинственные существа смогли таким образом беседовать с присутствующими. При этом особенно употребительными оказались вертящиеся и гадательные столы. Но так как этот способ переговоров с духами был довольно затруднителен, то не замедлило последовать упрощение его — при помощи аппарата, названного психографом. Стержень последнего, укрепленный на дощечке, двигаясь по кругу, при наложении рук указывал определенные буквы, из коих складывались ответы духов. Независимо от этого, откровения духов получались при помощи карандаша, прикрепленного к ножке стола, к корзинке или дощечке, которые, двигаясь при наложении рук, заставляли карандаш писать. Скоро карандаш перешел в руку самого спирита-медиума, и духи стали более говорливыми и умственно производительными. Вместе с тем интерес к производству опытов и переговорам с духами распространялся эпидемически. Уже в 1852 году в США насчитывалось до 30 000 медиумов и несколько миллионов убежденных спиритов.

С течением времени стали обнаруживаться новые явления: на листах бумаги, положенных по требованию духов, в темноте стали появляться изречения и афоризмы, иногда за подписью духов; тяжелые предметы то двигались, то поднимались и опускались сами собой; в темных залах замечались искры и сияния различных форм и меняющихся цветов, а равно слышались то громкие удары, то гармонические звуки музыкальных инструментов. Между медиумами появляются психомантические ораторы, при посредстве которых духи свободнее могли удовлетворять желания смертных, — называя себя разными громкими именами.

Из Америки спиритизм почти одновременно распространился в Англию, Францию и Германию, выразившись сначала в форме духостучания и столоверчения, а позже в форме столописания и непосредственных духосообщений. Самые выдающиеся люди науки, как например: Араго, Фарадей, Тиндаль, Шеврель, Фламмарион, де-Морган, Крукс и Гюйгенс, ученые Варлей и Кокс, сотрудник Дарвина Уоллес, писатели Теккерей и Троллоп, обратились к изучению спиритических явлений, после чего многие из них стали убежденными спиритами. В Западной Европе образовались многочисленные ассоциации и общества с корифеями наук во главе, — поставившие своей целью исследование спиритических фактов. Главные из них: Диалектическое общество в Лондоне, ученое общество для психических исследований в Париже, общество трансцендентальной физики и психологии в Берлине и др.

Год появления спиритизма в России, за недостатком данных, нельзя указать с точностью. Можно, однако, думать, что спиритизм стал у нас известен одновременно с появлением его на западе, при том в довольно сложной форме. Уже в 1853 году митрополит Филарет обличал стологадание, как дело преступное и языческое. Профессор Бутлеров сообщает, что ему в 1854 году случилось быть под Москвой в одном известном и уважаемом семействе, где он встретился впервые с одним из сложных медиумических явлений. По свидетельству профессора Вагнера, в 50-х годах прошлого века «разговоры с духами» сильно интересовали нашу публику, вызывая постоянные занятия психографией. Спиритические сеансы стали приятным и модным времяпровождением для легковерных людей не только в столицах, но и в провинции, в последней даже в большей степени.

Пробуждение серьезного отношения к спиритизму относится к началу 60-х годов XIX века, когда на стороне спиритизма оказались такие серьезные ученые как автор «Толкового словаря» писатель В.И.Даль, профессор Юркевич, известный математик академик М.В.Остроградский и др. Уже в это же время глава русского спиритического движения А.П.Аксаков предпринял ряд попыток написать научно-популярные статьи с целью ознакомления русской публики со спиритическим движением и привлечением сочувствия к нему. В.И.Даль изредка помогал ему в переводах спиритических сочинений. Юркевич, внимательно изучавший сочинения американского мистика-спирита Девиса, хлопотал, хотя и безуспешно, об устранении цензурных препятствий к обнародованию трудов Аксакова. Однако, литературно-научная популяризация спиритизма, несмотря на все хлопоты Аксакова, не удалась, после чего он перенес свою деятельность в Германию. Значительное оживление в области спиритического движения начинается со времени прибытия в Россию знаменитого медиума Д.Юма. В 1870 году Юм дал в Петербурге три сеанса перед ученой комиссией, собранной для исследования происходящих в его присутствии явлений. Эти сеансы не привели к положительным результатам; явления большей частью не удались, и комиссия разошлась, не узнав ничего важного о смысле и характере явлений. Однако сеансы Юма дали толчок к увлечению спиритизмом. В начале 1872 года Юм снова прибыл в Россию и давал сеансы в присутствии Аксакова и профессоров Петербургского университета Бутлерова и Вагнера. После этого Бутлеров и Вагнер — выдающиеся ученые, стали влиятельными распространителями нового учения. Они немедленно сообщили в целом ряде статей о своих наблюдениях в области медиумизма.

Увлечение спиритизмом в России продолжалось до конца 80-х годов XIX века, чему немало способствовали приезды в Россию известных в то время медиумов. Для их изучения создавались комиссии, однако, они приходили к отрицательным результатам.

Составитель  О.В.Оpлова

Обновлено: 17.07.2024 — 15:44

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *