В.С.Свечников, С.Н.Головач. К вопросу об экспертизе феноменальных явлений на использование иллюзионных средств и приемов

Парапсихология в СССР. — 1992. — №2. — С.17-20.

На протяжении пяти тысяч лет маги, чародеи, а впоследствии иллюзионисты всех стран и народов демонстрировали феноменальные эффекты, породившие множество легенд и мифов.

В настоящее время проблема всестороннего изучения и анализа феноменальных явлений поставлена на научную основу. Однако, прежде чем приступать к разработке методик исследования феноменов, на взгляд авторов, после регистрации какого-то феномена, необходимо провести всестороннюю и объективную научную экспертизу на возможность использования иллюзионных средств и приемов для демонстрации данного феномена. При проведении подобной экспертизы следует самое пристальное внимание уделить этическому аспекту ее проведения, поскольку целью экспертизы ни в коей мере не является уличение демонстратора в подлоге или в осознанном обмане. Очень часто сами демонстраторы не подозревают о возможности неосознанного использования иллюзионных приемов.

Сложность проведения предлагаемой экспертизы заключается и в том, что большинство экспериментаторов и демонстраторов феноменальных эффектов не имеют должного представления о всем многообразии иллюзионной техники нашего времени.

Целью проводимой работы является всесторонний системный анализ иллюзионизма, классификация, на основе аналитических исследований, иллюзионных эффектов и выявление основных иллюзионных средств и приемов, используемых для достижения иллюзионных эффектов.

Предлагаемая классификация иллюзионных эффектов явилась результатом аналитического исследования нескольких десятков тысяч иллюзионных трюков, опубликованных в специальной отечественной и зарубежной литературе, а также результатом многолетнего практического эстрадного опыта авторов и их коллег. Системный анализ ставит целью выявление базисных основ иллюзионизма.

В таблице 1 предлагается классификация иллюзионных эффектов.

Таблица 1.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИЛЛЮЗИОННЫХ ЭФФЕКТОВ

 1. Акты созидания              1.1. Появление

                                               1.2. Исчезновение

                                               1.3. Изменение места (транспозиция)

                                               1.4. Изменение вида (трансформация)

                                               1.5. Восстановление

2. Управление                        2.1. Притяжение (липкость)

                                                2.2. Анти-гравитация (левитация)

                                                2.3. Одушевление (анимация)

3. Нарушение законов          3.1. Неуязвимость

      пpиpоды                           3.2. Проницаемость

                                                3.3. Совпадения (родственные акции)

                                                3.4. Неудачи зрителя

                                                3.5. Физические аномалии

4. Ментализм                          4.1. Мысленный контроль

                                                 4.2. Идентификация (розыск)

                                                 4.3. Чтение мыслей

                                                 4.4. Передача мыслей

                                                 4.5. Предсказания

                                                 4.6.Сверхчувственное восприятие (экстрасенсорика)

Предлагаемая классификация иллюзионных эффектов позволяет рассматривать их в отрыве от специфических объектов, с которыми эти эффекты демонстрируются, а также в отрыве от интерпретации, которую этим эффектам дает демонстратор. Разумеется, в каком-то феноменальном явлении может сочетаться сразу несколько эффектов.

Следующим этапом работы явилось выявление основных технических иллюзионных средств и приемов, позволяющих демонстрировать классифицированные иллюзионные эффекты. Каждый рассмотренный эффект имеет строго определенный, подчас довольно широкий спектр специальных приемов и средств. Воедино эти средства соединены в таблице 2.

Таблица 2.

ОСНОВНЫЕ ИЛЛЮЗИОННЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ

1. ИЛЛЮЗИОННЫЙ ОБЪЕКТ — объект, как правило, повторяющий своим внешним видом реальный прототип, но имеющий отличные от него свойства, о которых не догадываются зрители, и которые используются для реализации иллюзионных эффектов.

1.1. Каркасные формы.

1.2. Оболочки.

1.3. Объект, разбирающийся на составные части.

1.4. Сжимающийся, складывающийся объект.

1.5. Поворачивающиеся поверхности, панели.

1.6. Двойные конструкции.

2. СЕКРЕТНЫЙ СЕРВАНТ — любое пространство, используемое для размещения зарядки. Обычно наличие такого серванта неизвестно зрителям. Может быть фиксированным или подвижным.

2.1. Секретные отделения, перегородки.

2.2. Обменные отделения.

2.3. Сервант в реквизите.

2.4. Сервант-покрывало, совпадающий по фактуре и цвету с фоном.

3. ИЛЛЮЗИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ПРОИЗВОДИМЫЕ НАД ОБЪЕКТАМИ — действия, производимые над объектами явно или незаметно для зрителей, и приводящие к реализации иллюзионных эффектов.

3.1. Движение объектов — различные варианты движения объектов, противоречащие
                  внешне физическим законам и средства, реализующие такие движения.

3.1.1. Тянущая нить.

3.1.2. Использование гравитации или центробежной силы.

3.1.3. Движение с помощью резины, пружины или какой-либо иной силы.

3.1.4. Быстрое, незаметное движение.

3.1.5. Перенос под прикрытием аксессуаров.

3.2. Подмены объектов — секретный для зрителей обмен одного объекта на другой.

3.2.1. Обмен.

3.2.2. Подмена.

3.2.3. Дубликаты.

3.2.4. Ложные дубликаты.

3.2.5. Изменения родственных объектов.

3.2.6. Маскировка.

3.3. Воздействие на объекты — различные варианты воздействия,
                  неизвестные для зрителей.

3.3.1. Невидимая связь.

3.3.2. Скрытая связь.

3.3.3. Скрытое усилие.

3.3.4. Магнитное притяжение.

3.3.5. Адгезия.

3.3.6. Контролируемый центр тяжести.

3.3.7. Давление воздуха.

3.3.8. Секретные отметки.

3.3.9. Секретная манипуляция.

3.3.10. Использование серванта.

3.3.11. Секретные пути-пассировки.

3.3.12. Форсирование.

3.3.13. Секретное удержание.

3.3.14. Пальмирование.

3.4. Управление вниманием зрителей — приемы направления внимания зрителей в
                     определенную сторону, как правило, не фиксируемое зрителями.

3.4.1. Отвлечение внимания.   

3.4.2. Ложное объяснение.      

3.4.3. Запутывание.

3.4.4. Симуляция.

3.4.5. Притворство.

          3.4.6. Запланированная отсрочка.

3.5. Иллюзионные приемы, используемые в ментальных эффектах.

3.5.1. Подглядывание.            

3.5.2. Подслушивание.           

3.5.3. Копирование.                   

3.5.4. Секретное письмо.          

3.5.5. Предварительная подготовка.

3.5.6. Подсадка.

3.5.7. Математическое распределение

3.5.8. Математические формулы.

3.5.9. Секретные коды и ключи.

3.5.10. Идеомоторика.

4. ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ, ХИМИЧЕСКИЕ, АКУСТИЧЕСКИЕ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ.

ВЫВОДЫ:

1. Объективная экспертиза феноменального эффекта на использование иллюзионных средств и приемов должна проанализировать все известные иллюзионные трюки, реализующие аналогичный иллюзионный эффект.

2. В результате такого сравнительного анализа экспертиза выявляет известные иллюзионные средства и приемы, используемые для реализации аналогичного иллюзионного эффекта.

3. Экспертиза последовательно проверяет исследуемый феноменальных эффект на возможность использования конкретных иллюзионных приемов и средств.

Обновлено: 22.07.2024 — 17:53

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *