Доброго времени суток, посетители сайта Виртуальный музей парапсихологии! С Вами автор сайта, Андрей Гендинович Ли.
Хотелось бы немного поразмышлять о магии. Как относиться к магии? Возникла ли она в результате невежества людей или в результате эмпирически накопленного опыта и способности к приему и передаче сигналов, распространяющихся в определенных физических полях? В последнем случае на магические обряды и ритуалы надо смотреть как на следствие тысячелетних экспериментов, поставленных древними по взаимодействию с этими физическими полями.
Знаменитый английский этнолог и религиовед Джеймс Д. Фрэзер систематизировал фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов.
Джеймс Фрэзер вывел три стадии духовного развития человечества: магия, религия и наука. Согласно Фрэзеру, магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом, и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам. На третьей стадии человек отказывается и от этой идеи. Преобладающей становится вера в то, что мир управляется не богом, а «законами природы», познав которые, можно управлять им.
Анализируя верования и магические обряды первобытных народов, он сделал следующий вывод: «Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают действовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй — законом соприкосновения или заражения. «Имитативной» магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. «Контагиозной» магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения».
Вот типичный пример «имитативной магии». Если кто-то хочет навлечь на врага «напасть», он изготавливает деревянное (тряпочное) изображение своего врага (куклу) и вонзает в него стрелу в уверенности, что этим причинил боль самому врагу.
Существует множество описаний ритуалов, связанных с «контагиозной» магией. Так, например, в древности у многих народов существовал обычай тщательно прятать остриженные волосы и ногти, выпавшие молочные зубы ребенка. Люди боялись, что через эти вещи можно нанести вред и самому ребёнку. С законом соприкосновения связан и древний скифский обычай братания: выпивать чашу с вином, над которой все участники предварительно надрезали до крови свою руку. Предполагалось, что после этого все будут связаны друг с другом и в последующих баталиях нанесение вреда одному будет одновременно нанесением вреда и всем остальным. Многие ритуалы предполагали возможность установления «контактов» между живыми людьми и умершими. Для «привлечения» души покойного можно было использовать, например, прядь волос.
Магические ритуалы «свидетельствуют» о том, что люди в далёком прошлом верили:
— в возможность воздействия людей друг на друга на больших расстояниях;
— в то, что имитация каких-либо действий может вызвать те же следствия, что и реальные действия;
— в то, что действие по принципу «подобное производит подобное» имеет направленный характер (в приведённом выше примере «имитативной» магии, индеец верил, что он причиняет боль только воображаемому им врагу);
— в то, что связь («контакт») с человеком может быть установлена через его образное представление;
— в то, что даже отрезанные волосы и ногти, выпавшие зубы и т.п. продолжают составлять единое целое с бывшим владельцем и через эти предметы может быть установлен с ним «контакт»;
— в возможность установления «контактов» между живыми людьми и умершими.
Ряд исследователей объясняет некоторые из указанных феноменов квантовой нелокальностью. То есть результаты квантовых измерений, проведённые в двух удалённых точках, оказываются зависимыми. Вывод о существовании квантовой нелокальности следует из теории смешанных состояний и экспериментов с квантово-коррелированными элементарными частицами (эти частицы обладают тем свойством, что если они однажды представлялись единой волновой функцией, то в дальнейшем их поведение, описываемое законами теории вероятности, будет зависимым и при их пространственном разделении).
Посмотрите схему. По аналогии два предмета, события, явления или части целого A и B первоначально связаны и описываются общей волновой функцией ΨAB (схематически на схеме она обозначена пунктирным овалом). Пусть затем А и B удаляются друг от друга и находятся на некотором расстоянии. Но они продолжают описываться той же общей волновой функцией (нижняя часть схемы). Если каким либо образом меняется состояние B, то поскольку А и В связаны общей волновой функцией ΨAB, изменение волновой функции в одной ее части с необходимостью вызовет изменение ее и в другой части, а, значит, изменение и свойств А. Для описания этого дистантного взаимодействия не привлекаются какие-либо известные физические поля.
Однако пока в самой физике нет ясных объяснений квантовой нелокальности.
Среди российских физиков, занимающихся теоретическим осмыслением пси-феноменов, несомненно следует выделить канд.техн.наук Людмилу Борисовну Болдыреву и канд.физ.-мат.наук Нину Борисовну Сотину.