Парапсихология и психофизика. — 1994. — №1. — С.2-6.
Некоторые правовые аспекты традиционной медицины и вопросы лицензирования народных целителей
Научно-исследовательский институт традиционных методов лечения (народной медицины) Минздрава Российской Федерации.
г.Москва
При всех различиях подходов к традиционной медицине исследователи едины в констатации факта огромного роста интереса к народной медицине, интереса, который явился мощным стимулом к ее возрождению и развитию не только у нас в стране, но и во всем мире. Но почему-то, говоря о причинах, побуждающих движение людей к народной медицине, на первое место всегда ставятся определенные негативные стороны медицины официальной — ее не вполне исчерпывающие разрешающие способности, не всегда высокое качество, дороговизна, диктат техники над человеком и многое другое, что вызывает неудовлетворенность населения. Это все верно, но не стоит, наверное, забывать и о другом, не менее существенном — о привлекательности народной медицины, об огромном формировавшемся в течение многих веков доверии к ней населения и, наконец, о достижениях народной медицины как в диагностике, так и в лечении и оздоровлении, достижениях, которые зачастую преподносятся как чудеса, невероятность, но которые реально существуют, зафиксированы, и вести о которых очень быстро доходят до людей.
Развитие народной медицины в стране идет очень бурно, иногда даже слишком. В клинике известно явление ортостатического коллапса. Наблюдается он при резком переходе из горизонтального положения в вертикальное. Не исключено, что подобная опасность существует и в данном случае. Могучие потоки веками накопленной информации, колоссальные потенциальные возможности народных средств и методов лечения хлынули через внезапно распахнувшиеся правовые сосуды, порождая неразбериху и напряжение даже среди специалистов, вынося на первый план далеко не главные, хотя и шумные, порой сенсационно-скандальные вопросы и оставляя без должного внимания важнейшие аспекты организационного и юридического характера. Чем это грозит, конечно же, объяснять не надо.
Хотелось бы остановиться на двух актуальных вопросах развития отечественной традиционной медицины. Взаимоотношения народной медицины и закона всегда стояли достаточно остро и сейчас острота эта, естественно, резко возросла. К сожалению, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, на которые возлагались большие надежды, не пролили достаточного света на проблему, что еще более убедило специалистов в необходимости разработки специального закона о традиционной медицине.
Сотрудниками нашего Института в процессе подготовки к этому объемному и сложному труду проанализирован большой фактический материал о положении дел за рубежом, что, по нашему мнению, должно помочь в разработке нашего отечественного законодательства. Кстати, оговоримся сразу, что настоящего, полнокровного, всеобъемлющего закона о народной медицине мы не нашли практически нигде, так что у наших разработчиков и законодателей есть шанс разработать и принять уникальный закон. Среди же изученных правовых документов заслуживают внимания положения о необходимости государственной поддержки и защиты народной медицины в законодательствах стран Юго-Восточной Азии, о создании координирующих организаций по этим вопросам в странах Африки, разрешение только своих национальных систем и запрещение чужеземных в Индии, почти повсеместное подчеркивание необходимости защиты населения от нанесения возможного вреда при лечении традиционными методами, разделение в ряде стран традиционной медицины и традиционной фармации.
Очень характерным является упоминающаяся почти везде необходимость тесных связей народной медицины с медициной официальной, а там, где этого упоминания нет, говорится о необходимости честного диалога в духе здоровой объективности. В ряде законодательных актов много внимания уделяется проблеме подготовки специалистов по народной медицине (справедливости ради надо сказать, что чаще всего речь идет о хиропрактиках, хироподистах, значительно реже — о натуропатах, травниках — гербалистах, в одном законодательстве — Шри-Ланка — о гомеопатах). И, нужно сказать, что эти разделы представляют, по нашему мнению, наибольший интерес. Вот выдержка из статьи закона штата Мичиган (США). Речь в ней идет о хиропракторах, которые, как и все медики, должны получить соответствующее разрешение (лицензию) на право занятия медицинской деятельностью: «Комиссия правомочна выдавать лицензию или сертификат о регистрации любому лицу, желающему практиковать систему лечения недомоганий или болезней человека, который при таком лечении не использует лекарств или медицинские средства внутренне или наружно, который не практикует хирургические или акушерские вмешательства. Кандидаты на получение такой лицензии должны удовлетворять некоторым академическим требованиям и сдать экзамены перед комиссией по следующим предметам: анатомии, гистологии и эмбриологии, физиологии, химии, бактериологии, патологии, диагностике, гигиене и здравоохранению. Практикующему, имеющему такую лицензию или сертификат, не разрешается использовать титул «доктор» или «профессор».
Не менее строгие требования к профессии кинезитерапевта и хироподиста законодательно закреплены во Франции. Это, видимо, неплохо бы иметь в виду тем, кто на наши предложения о введении обязательного базового медицинского образования для народных целителей смотрит в лучшем случае с недоверием.
Нужно отметить, что в ряде законодательств (и это явно не случайно) оговорено, что целитель должен иметь хороший характер. Норма с точки зрения юриспруденции, конечно, сомнительная, но с точки зрения деонтологической и просто человеческой — замечательная.
Второй актуальной проблемой является лицензирование традиционной медицинской деятельности. Точка зрения нашего Института на значение этой проблемы такова: если для официальной медицины лицензирование является лишь ступенькой, хотя и очень важной, в повышении качества медицинской помощи, то для медицины народной оно без преувеличения — вопрос жизни. Или из аморфной массы, именуемой ныне народной медициной, мы с помощью лицензирования выкристаллизуем истинно традиционную медицину, или эта аморфная масса захлестнет всех и вся и последствия этого представить сегодня нетрудно.
Нашим Институтом разработан пакет документов по лицензированию традиционной медицинской деятельности, включающий в себя, в частности, положение о лицензировании, реестр видов традиционной деятельности, подробный комментарий к нему. Главной целью лицензирования традиционной медицинской деятельности является определение возможностей учреждения, организации, предприятия, отдельных лиц, использующих в своей работе методы и средства народной медицины, в оказании диагностической, лечебно-профилактической и оздоровительной помощи населению. При этом объем и функции лицензируемых учреждений должен быть адекватен уровню подготовки их персонала. Лицензирование традиционной медицинской деятельности должны осуществлять комиссии по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, функционирующие при территориальных органах здравоохранения, через свои специальные подразделения (подкомиссии, экспертные советы или группы).
Необходимыми условиями выдачи лицензии, наряду с соответствующей квалификацией персонала, обеспечивающей безопасность пациентов, по нашему мнению, должны являться обязательное ведение медицинской документации и отчетности, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.
И, конечно, узловым вопросом лицензирования традиционной медицинской деятельности стал вопрос о разработке критериев лицензирования. Кто же, в конце концов, может претендовать на получение лицензии? Многочисленные консультации и обсуждения этой проблемы со специалистами, столкновение различных, порой полярных, точек зрения позволили придти к следующему. Мы считаем, что осуществлять медицинскую деятельность в области традиционной диагностики, акупунктуры, мануальной терапии (за небольшим исключением), гомеопатии (в случае отнесения ее к традиционной медицине) имеют право только лица с высшим медицинским образованием после прохождения специализации в лицензированном учебном заведении. Круг специалистов, имеющих право заниматься фитотерапией и лечением другими средствами природного происхождения, может быть расширен за счет лиц, имеющих высшее фармацевтическое или среднее медицинское образование при условии их работы под контролем врача. Всеми видами массажа могут заниматься лица с высшим или средним медицинским образованием. И, наконец, осуществлять медицинскую деятельность в области энергоинформатики и традиционных систем оздоровления могут лица с высшим медицинским образованием и под контролем врача — лица со средним или начальным медицинским образованием, имеющие диплом народного целителя, выданный лицензированным учебным заведением. Положения о начальном медицинском образовании, о дипломе народного целителя в настоящее время разрабатываются.
Осуществление лицензирования традиционной медицинской деятельности немыслимо без решения вопроса о лицензировании системы подготовки специалистов по народной медицине. Если именно на этом этапе не поставить надежный заслон перед теми, кто размахивает дипломами с самыми броскими названиями и званиями, бессовестно используя и дискредитируя при этом имена классиков отечественной традиционной медицины, работа по лицензированию превратится в сизифов труд. Однако практическое решение этого вопроса сталкивается с большими трудностями как объективного, так и субъективного характера.
Тем не менее, определенный опыт работы подкомиссии по лицензированию традиционной деятельности, функционирующей в Главном медицинском управлении г.Москвы показывает, что, несмотря на всю сложность и запутанность проблемы, она вполне решаема.